Директору Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Воронову С.А.
Цель: • Поиск и идентификация затопленных объектов: транспорт «Ungvar» и торпедных катеров сопровождения «Vigelia» и «Viforul».
• Детальное обследование найденных объектов для уточнения фактической причины их гибели, сопоставление полученных результатов и имеющихся исторических материалов.
• Совершенствование методик обследования затопленных объектов с использованием современного акустического оборудования.
Плановые выходы в район обследований начались с 10 июня 2008 года и завершающий экспедиционный этап проходил 5-6 сентября 2008 года. На завершающем этапе найдены останки транспорта «Ungvar» в непосредственной близости от места гибели катеров сопровождения «Vigelia» и «Viforul». Этот факт полностью соответствует известным историческим сведениям о причине гибели транспорта и катеров сопровождения в результате сильнейшего взрыва генерального груза, спровоцированного подрывом на мине транспорта «Ungvar» (материалы Юрг Майстер). Мощность взрыва была такова, что на грунте образовалась воронка, заполненная мелкодисперсным илом. Вероятно, слой ила во взрывной воронке скрывает большую часть обломков и генерального груза. Средний диаметр взрывной воронки около 160 метров, чётко видно на показе записи гидролокатора бокового обзора, как тёмное пятно на фоне общего тона грунта (связано со значительно большим поглощением акустического излучения илистой поверхностью). Последующие водолазные обследования полностью подтвердили отсутствие в эпицентре взрыва обычного слоя ракушки, и особо мягкой консистенции грунта (ила), также как и проявление в некоторых местах чётко очерченного контура края воронки с перепадами глубины. Очень близкое расположение катеров сопровождения к эпицентру взрыва не вызывает никаких сомнений в причине их гибели. Также, как и тот факт, что катер №1 который ближе расположен к эпицентру взрыва имеет значительно большие повреждения и перевёрнут вверх килем.
Эпицентр взрыва (центр взрывной воронки) транспорта «Ungvar» находится в координатах:
Lat 46: 15. ……. N Lon 30: 40. …….. E
Несколько крупных частей транспорта (размерами 10-15 метров) лежат по краям воронки и немного за её пределами. В отдельных частях сохранились иллюминаторы и, общем, угадываются конструкции крупного судна. Более мелкие части корпуса весом до 100 кг, а также бочки (этилированный бензин в составе генерального груза), сдавленные взрывом находятся на удалении от 15 до 100 и более метров от края воронки, разлёт мелких деталей сфокусирован больше в сторону одного из торпедных катеров (который перевёрнут вверх килем).
Ближе всего к краю воронки, в 50 метрах, находится катер №1, перевёрнутый вверх килем. Этот объект (верх килем) находится в координатах:
Lat 46: 15. …… N Lon 30: 40. ……. E
Объект ориентирован носовой частью по направлению истинного курса -63 градуса (носом по направлению к взрывной воронке), расположен на глубине 17,5 метров. Корпус переломан по килевому брусу, борта продавлены торпедными аппаратами вовнутрь. Правый борт проломлен торпедным аппаратом до днища (хорошо видно на записи ГБО). Обе торпеды находятся на своих штатных местах, в торпедных аппаратах. Выступание над грунтом объекта примерно 1,5 метра. Наиболее выступающими элементами является винторулевая группа (полностью сохранилась со всеми тремя винтами и двумя рулями). Вокруг корпуса на разном удалении разбросаны металлоконструкции. Очень интересным фактом акустического и последующего водолазного обследования является то, что у этого катера полностью вытравлена якорная цепь, якорь (системы "плуг" на ощуп) находится в грунте в держащем положении, что говорит о нахождении его на момент взрыва на якоре. Возможна причина постановки на якорь одного из катеров связана с какими-то действиями по оказанию помощи транспорту после подрыва на мине и до детонации генерального груза (авиабомбы 916 тонн). Факт постановки на якорь одного из торпедных катеров необходимо проверить в исторических источниках, что поможет идентификации катеров.
Катер №2 находится на ровном киле, значительно дальше эпицентра взрыва на расстоянии 140 метров от ближайшего края взрывной воронки. Координаты:
Lat 46: 15. ……. N Lon 30: 40. …….. E
Объект ориентирован носовой частью по направлению истинного курса - 41 градус (кормовой частью к взрывной воронке), расположен на глубине 18,5 метров. Корпус практически сохранился, не считая некоторого разрушения кормовой части, надстройка полностью разрушена. Судно частично погружено в грунт. Наиболее выступающим элементом конструкции являются торпедный аппарат (левого борта), высота над грунтом (определена по акустической тени) - 1.7 метра.
Торпедный аппарат правого борта снаряжён (торпеда на штатном месте). Второй торпедный аппарат (левый борт) пуст, торпеда из него находится в кормовой части по левому борту, с опорой носовой частью на разрушенную корму. Характер разрушения кормовой части и место расположения выпавшей из торпедного аппарата торпеды говорит о том, что судно погружалось с дифферентом на корму. В кормовой части находятся на своих штатных местах 4-е глубинные бомбы (симметрично по две по каждому борту). На расстоянии 15 - 20 метров по правому борту найдена, оторванная взрывом, счетверённая зенитная установка «Vickers» калибра 0,303 (7,69 мм) и две опоры (типа бочки) под установки, также найдена 5-я глубинная бомба. Зенитная установка была на половину погружена в ил (впоследствии установка поднята, после согласования с Департаментом подводного наследия). В последующий выход в район обследования (5–го сентября) была найдена и поднята вторая зенитная установка, которая находилась практически под слоем грунта. Сохранность этой (второй) зенитной установки значительно хуже чем первой, в результате нахождения её под выпавшей торпедой (из левого торпедного аппарата) и действия процессов гальванической коррозии. После очистки
зенитной установки №2 от сцементированного ила были прочитаны следующие знаки (клейма):
Вид сверху, стволом от себя.
Пулемёт 1 (слева) ---- «199 ?»;
Пулемёт 2 (справа)--- «1968»;
Вид снизу
Пулемёт 3 (слева) --- «1667»;
Пулемёт 4 (справа)— «1915»
Также в районе гибели
катера 2 найдена табличка с главной машины с указанием заводского номера № 315, изготовителя «Isotta Fraschini» и фирмы заказчика (производитель торпедных катеров) – «Vosper LTD». Различными самостоятельными дайверами в разное время с этого объекта поднято большое количество фаянсовой кухонной посуды и различных деталей с клеймом England.
В результате работ на объекте - катере №2, был очищен телеграф-повторитель в машинном помещении. Стрелка телеграфа находится в положении вертикально вниз, надписи на телеграфе-повторителе читаются хорошо. Надпись на Румынском языке, стрелка показывает на: «Executati Ordinele telegrafului» (В переводе: «Команду телеграфа выполнил»).
Расстояние между объектами №1 и №2 (торпедные катера) - 370 метров. Также, найдено в эпиценте взрыва несколько сохранившихся авиабомб. В районе обследования обнаружено несколько минных якорей и одна мина на мин - репе (лежащая на грунте), находится очень большое количество относительно мелких объектов, обследование каждого из которых является трудоёмким и длительных процессом. Эти работы будут производится в дальнейшем по мере возможностей.
Следует отметить, что с момента начало работ, объект – катер 2 значительно пострадал от несанкционированных деятельности неизвестных команд дайверов: пропал основной телеграф (на мостике) по котрому возможно было определить каким ходом двигался катер, несколько сирен, воздуховодов и многих мелких деталей находившихся в большом количестве вокруг объекта. Отмечены вмешательства в конструкцию настила верхней палубы, с целью добраться до содержимого помещений. Объект в настоящее время в носовой центральной и др. частях представляет собой «ванну» с перерытым грунтом. Катер 1 (перевёрнут вверх килем) из-за труднодоступности практически сохранился без изменений.
Координаты расположения объектов в системе WGS 84. Фотовидеоматериал и распечатки записей ГБО – прилагаются. Ниже приведены пояснения к фото-видеоматериалам и изображений ГБО.
Пояснение к фотографиям.
Папка «торпедник 1»
1. 0113 – Винты;
2. 0120 –Винторулевая группа;
3. 0129 –Вид на торпедный аппарат через пролом;
4. 0130 – Пролом днища;
5. 0118 – Топливный бак (хорошо виден на ГБО см.Катер 1)
Папка «торпедник 2»
1. 0004 – Под мостиком;
2. 0006 – Глубинная бомба на штатном месте;
3. 0013 – Торпеда, под ней зенитная установка 2 (СМ. фото Пулемёт 2);
4. 0017 – Торпеда с опорой носовой частью на корму;
5. 0021 – Вид в машинной отделение, где виден телеграф-повторитель;
6. 0041 – телеграф-повторитель;
7. 0027 - Баллон сжатого воздуха – пусковой торпедного аппарата;
8. 0035 - Вид между торпедными аппаратами;
9. 0055 – Постамент зенитной установки;
10. 0062 – Глубинная бомба, обнаружена в 20-ти метрах от катера;
11. 0068 – Постамент второй зенитной установки;
12. 0073 – Элемент поворотной турели зенитной установки;
13. 0074 – Вид с кормы на левый борт, справа виден корпус торпеды;
14. 0078 - Водолаз-исследователь между торпедными аппаратами;
15. 0105 - Водолаз-исследователь возле выхода торпеды из торпедного аппарата правого борта
Пояснение к изображениям ГБО (Папка «ГБО»):
1. «Ungvar» - Полный рабочий формат изображения монитора ГБО, с датой - временем акустического сканирования района (объектов), курсом, скоростью и координатами соответствующим верхней части изображения. Показаны наиболее крупные части транспорта «Ungvar»;
2. «Kater1» - Полный рабочий формат изображения монитора ГБО, с датой - временем акустического сканирования района (объектов), курсом, скоростью и координатами соответствующим верхней части изображения. Показан один из катеров сопровождения транспорта («Vigelia» - «Viforul») – Катер 1. Объект перевернут вверх килем, хорошо видна винторулевая группа; топливный бак (частично под корпусом, в районе кормы); пролом в средней части корпуса и днища и торчащие через пролом конструкции торпедного аппарата; разброс других частей катера. Интересным фактом, хорошо видимым на ГБО изображении, является якорная цепь, отходящая от носовой части катера.
3. «Kater2» - Полный рабочий формат изображения монитора ГБО, с датой - временем акустического сканирования района (объектов), курсом, скоростью и координатами соответствующим верхней части изображения. Показан один из катеров сопровождения транспорта («Vigelia» - «Viforul») – Катер 2. Хорошо виден полный контур объекта с обоими торпедными аппаратами и выпавшей из левого торпедного аппарата торпедой, которая носовой частью опирается на корму катера, а задней частью значительно выходит за пределы объекта. Хвостовая часть выпавшей торпеды опирается на грунт и немного уходит под него.
4. «voronka – wrecks» - Полная ГБО скан-проходка для показа всех основных объектов обследования; их относительные расстояния друг от друга и эпицентра взрыва. Видна часть взрывной воронки с расположенными в её пределах крупными частями транспорта, оба торпедных катера и многочисленные разбросанные взрывом металлоконструкции.
5. «voronka plan» - Полная ГБО скан-проходка для показа полных (в плане) размерений взрывной воронки с расположенными в её пределах и далее наиболее крупных частей транспорта, многочисленными разбросанными взрывом металлоконструкциями и катером1.
Руководитель экспедиции Владлен Тобак
г. Одесса, 14 сентября 2008 г.