Еще во времена Советского союза в Крым со всех концов необъятной страны съезжались те, кого непреодолимо тянет в небо. Меккой планеризма и дельтапланеризма стала гора Клементьева возле Коктебеля. И сейчас любой желающий может испытать на себе всю прелесть полета над природными красотами полуострова.
Феодосия, Коктебель, Планерское, гора Клементьева, Уэун-Сырт – все эти названия хорошо известны тем, кто летал, летает или только хочет попробовать взлететь в небо. По сути, в определенных кругах эти слова уже давно стали синонимами планеризма и дельтапланеризма.
А началось все еще в 20-е годы. Плато Узун-Сырт – это уникальное творение природы. В переводе с тюркского - длинная спина, или же длинный хребет. И надо сказать, что название точно передает географию этого места. Ведь форма горы – это хребет, слегка изогнутый именно с учетом розы ветров.
Существует легенда, что в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор - Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. По пути они решили подняться на гору Клементьева.
Восхищенный прекрасными видами Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но та не упала, а замерла на месте, плавно поднялась кверху и, перелетев через головы путников, мягко опустилась на землю. Это и стало отправным днем начала полетов на плато Узун-Сырт.
Уже спустя некоторое время сюда приехали первые планеристы, а в 1923 году состоялись I Всесоюзные планерные состязания, ставшие в дальнейшем традиционными. Не все прошло гладко. По сути – планеризм был новшеством и летательные аппараты тогда не отличались надежностью. В том далеком 23-ем году разбился пилот Петр Клементьев и, в результате, Узун-Сырт на долгие годы переименовали в гору Клементьева.
Сейчас районы Коктебеля и Феодосии известны в кругах планеристов и дельтпланеристов всего мира.
Параплан или дельтаплан
Планеризм – капризный спорт, который целиком зависит от погоды, а она в Крыму может поменяться за несколько минут. Поэтому большинство пилотов живет не в гостиницах в Коктебеле, а на горе в палатках. И уже ранним утром взмывают в небо подобно птицам.
Те, кто, только начинают знакомиться с этим видом спорта, долго не могут решить, на каком виде летательных аппаратов остановить свой выбор – параплане иле дельтаплане.
Дельтаплан старше параплана на 15 лет. И, что греха, таить опережает своего более молодого конкурента в скорости и дальности полета. Но, тем не менее, с каждым годом все большую популярность обретают парапланы.
Парапланеризм. Из всех типов сверхлегких летательных аппаратов параплан, пожалуй, самый невесомый. Новые модели весят немногим больше 10 килограммов. Он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место.
Но это не просто тряпка с веревками. При всей своей простоте летает он очень неплохо. Дальность полета современных спортивных парапланов может доходить до сотен километров.
На параплане человек становится подобен птице. Он может взмыть к облакам или пройти в считанных сантиметрах над землей, на лету собирая цветы склона горы, может понаблюдать за орлом, парящим в нескольких десятках метров от него, или просто полюбоваться великолепными панорамами, открывающимися с высоты птичьего полета.
Дельтапланеризм. Дельтаплан весит порядка 30 килограмм. Эти летательные аппараты обычно используют крыло из ткани, натянутой на твёрдый каркас. А это означает, что при транспортировке без автомобиля не обойтись.
Говорят, что управлять этим гигантским мотыльком так же легко, как и велосипедом. У него нет мотора, поэтому подниматься в воздух на дельтаплане надо со склона горы или с пологого места, используя специальное оборудование.
Полеты на дельтаплане могут быть очень долгими. При сопутствующем ветре можно пролететь сотни километров. На нем, также, можно выполнять и самые разнообразные трюки. Уже через несколько уроков пилот будет делать петли, крутые виражи и уходить в штопор. Достаточно опытные мастера частенько демонстрируют креативный фристайл под музыку. Также существуют дельтапланы-тандемы для полетов вдвоем.
Сколько стоит
Новый учебный дельтаплан стоит не меньше 400 евро. Спортивный – до 4000 евро. Если вы если вы хотите всерьез заняться этим видом спорта, но денег не так уж и много, то можно приобрести подержанный дельтаплан за 150-300 евро.
Впрочем, недешево стоит и аренда дельтаплана. Любой желающий может полетать с инструктором в тандеме. За 10 минут удовольствия с вас возьмут 300 гривен. Этого времени хватает новичку, чтобы получить колоссальную дозу адреналина. Чтобы летать самому, необходимо пройти специальную 12-дневную школу.
Планер стоит немного дешевле и в зависимости от типа цена может варьироваться от 300 до 3000 евро. Час полета на этом летательном аппарате обойдется в 250-300 гривен.
В случае, если вы не любите экстремальные полеты, но в небо все же тянет, можно попробовать арендовать воздушный шар. Час такого удовольствия будет стоить от 2000 гривен. При хорошей погоде полеты в Коктебеле совершаются с 8 утра до 8 вечера.