Дельтаплан (по английски - hangglider) - потомок воздушного змея. Правда, "космического". В конце пятидесятых годов прошлого века NASA проводило конкурс систем спасения для тогдашних космических кораблей. Выиграл конкурс Френсис Мелвин Рогалло, предложивший очень простую конструкцию треугольного крыла. Для систем спасения в конце концов применили парашют, но крылом Рогалло в спортивных целях заитересовались австралийцы, и к 1971 году конструктивно оформился прототип современного дельтаплана. Прототип был слабоват по характеристикам (АК 3) и имел одно очень неприятное свойство - при превышении максимальной скорости дельтаплан затягивало в пикирование, шансов выйти из которого было немного. Однако со временем "болезни детства" были преодолены, и современный дельтаплан клубного класса имеет примерно такие характеристики:
- Аэродинамическое качество 11 - 12.
- Нагрузка на крыло 10 - 11 кг/м2.
- Минимальная скорость снижения 1м/с.
- Минимальная скорость полёта 30 км/ч.
- Максимальная скорость полёта 80 км/ч.
Заметьте, увеличение АК позволило сохранить величину МСС при увеличенной нагрузке на крыло. Увеличенная скорость полёта привела к меньшей зависимости дельтаплана от ветра. Поведение дельтаплана в воздухе вообще спокойнее, чем параплана. Тем более, что в конструкции крыла есть-таки несколько жёстких стержней, не позволяющих ему (крылу) складываться, когда захочется.
Однажды на горе Клементьева целый день наблюдал картинку: в потоке над склоном, на высоте метров пятьдесят, висели два дельтаплана. Десять метров вправо-влево, вперёд-назад. Раз в пару часов то один, то другой вертикально садились, затем так же вертикально, без разбега, взлетали. Кому как, но для меня интерес такого занятия не очевиден.
Недостатки, присущие параплану, остаются и у дельтаплана. В качестве шасси всё так же используются собственные ноги, посадка происходит головой вперёд с риском отбить её (голову) о килевую трубу при ошибке.
Плюсы становятся меньше, но тоже остаются. Дельтаплан разбирается и упаковывается в два пакета общим весом 33кг. Перевозка общественным транспортом - это уже, конечно, для сильных духом и телом, но легковым автомобилем перевозится без проблем.
Цена в среднем выше, чем на параплан, но в целом остаётся невысокой. Ресурс конструкции значительно выше, чем у параплана.
Популярность в Раше высокая, клубы есть, инструкторов достаточно. В целом, дельтаплан - техника для тех, кто хочет летать дёшево и хотя-бы иногда улетать от родного склона с возможностью вернуться.