Класс планеров 13 метров введён с 1 января 2010 года для замены мирового класса, отменённого с той же даты. Размах крыла планера не должен превышать 13 метров, и здесь скрыта главная засада.
Если посчитать взлётный вес планера класса 13 метров, то окажется, что для получения приличных лётных характеристик он дложен быть ограничен величиной около 250 - 280 кг. Полезную нагрузку, однако, уменьшить нельзя, и она составляет порядка 120 - 130 кг. Итого на конструкцию остаётся 120 - 160 кг. Немного, если учесть, что планеры стандартного класса с размахом крыла 15 метров (разница всего 2 метра) весят почти вдвое больше. Однако не фатально. И здесь наша Раша впереди планеты всей. Российское предприятие "Авиастроитель", расположенное в Пензе, готовит модификацию широко известного в узких кругах планера АС-4 под класс 13 метров. Называется она АС-4D. Характеристики пока недоступны, но ниже приводятся лётные данные планера AC-4C размахом крыла 12,6 м. Вряд ли увеличение размаха на 0,4 м приведёт к существенному изменению лётных характеристик:
- аэродинамическое качество 34;
- нагрузка на крыло 32 - 35 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,7 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 80 км/ч;
- максимальная скорость полёта 220 км/ч;
- гандикап 1.185;
- вес пустого планера 140 кг;
- максимальный взлётный вес 275 кг.
Планер, конечно, не ASW-28 и даже не Standard Cirrus, но вполне пригоден для парящих полётов, в том числе на равнине. По отзывам владельцев, летает вполне прилично.
Apis WR, разработка словенского предприятия Albastar, пока имеет крыло размахом 13,3 м, но, тем не менее, является очень неплохим кандидатом в класс 13 метров:
- аэродинамическое качество 40;
- нагрузка на крыло 30 - 34 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,6 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 80 км/ч;
- максимальная скорость полёта 220 км/ч;
- гандикап 1.190;
- вес пустого планера 135 кг;
- максимальный взлётный вес 300 кг.
Планеров класса 13 метров пока мало, но и сам класс существует считанные дни. Видимо, бурное развитие этого класса не за горами, так как при вполне приемлемых лётных данных планеры класса 13 метров относительно легки, компактны и дёшевы, что имеет, кстати, немалое значение в нашей Раше. Планеры сверхлёгкого класса также обладают этими достоинствами.