Активный отдых Сервер активного отдыха
Навигация
·Рейтинг сайтов

·Главная
·Форум
·Клуб
·Корпоративный отдых
·Активный отдых
·Детский туризм

горы
·походы Крым
·походы Украина
·альпинизм
·горные лыжи
·горные походы
·скалолазание
·сноуборд
·треккинг, походы

вода
·байдарки
·виндсерфинг
·дайвинг
·катамаранинг
·каякинг
·рафтинг
·яхтинг

земля
·велотуризм
·дальние страны
·геокэшинг
·диггерство
·конный туризм
·лыжный туризм
·пешие путешествия
·собачьи упряжки
·спелеология

город
·гимнастика
·ролики
·скейтбординг
·фитнес

научно-познавательный туризм
·археология
·зеленый туризм
·история
·эзотерика
·экологический туризм
·этнографический туризм

охота и рыбалка
·охота
·рыбалка

достопримечательности
·необычное
·Карпаты
·Крым

·Польша
·Украина
·Чехия

полезное
·снаряжение
·школа выживания
·дикорастущие растения
·кладовая природы
·советы туристу
·кухня, питание
·медицина
·библиотека туриста

фотогалерея
·фото природы
·фотообои зима
·фотографии гор
·фото цветов
·фото животных
·фото лошади
·фото дельфинов

страны мира
·погода в разных странах
·флаги стран мира
·валюты стран мира
·столицы стран мира
·языки разных стран
·климат стран мира

разное
·пассажирские перевозки
·байдарки Харьков
·прогноз погоды Украина
·каталог ссылок
·байдарки Украина
·архив новостей
·фотогалерея
·достопримечательности
·написать администратору
·опросы
·рекомендовать нас

·поиск по новостям
·карта сайта

Поход на Байкал
"Клуб Активного Отдыха" организует пеший поход
по Байкалу, хребет Хамар-Дабан

Сроки проведения
июль 2010

Программа похода
Обсуждение на форуме

Активный отдых, туризм, поход Крым, пассажирские перевозки

Сплавы на байдарках и катамаранах по 250 грн. в день

Практические советы по дельтапланеризму

“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу


П“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу

Height Band

*примечание переводчиков: «Мы долго думали, как обозватьHeight Band” по-русски  и получилось очень длинное словосочетание - [диапазон высот наиболее эффективной работы в потоке между переходами]. В итоге решили оставить просто Height Band”.  А что именно это такое, отлично рассказано в самой статье»

Вступление

Предложенная статья рассматривает изменение термической активности в течение дня и предлагает свой подход к наиболее эффективному использованию этого свойства атмосферы. Материалы, в большинстве своем, были взяты из «Soaring Symposia» и «In flight decision», а затем адаптированы к теме дельтапланеризма.

Как известно, все решения пилотов в воздухе можно разделить на «успешные» и «те, что могли такими быть». В то время как существенная часть решения состоит из реальных знаний + воли эти знания применить на практике.

Вопросы, на которые мы ответим в этой статье:

  • Что такое “Height Band”
  • Как определить высоту выхода из потока
  • Как эта высота меняется с течением дня

Height Band”

Само понимание Height Band очень важно для совершенствования ваших навыков XC-полетов. Начнем с определения:  это «спектр» высот, в котором вам следует находиться в течение полета. Он находится где-то между основанием потока и базой облаков, или тем уровнем, где поток останавливает свое развитие. Позже мы точнее определим верхнюю и нижнюю границы этого спектра. Они следуют не только из скороподъемности потока,  существенно меняющейся на протяжении светового дня, погоды и пр., но и из степени видимости, облачности и  ландшафта впереди.  Немаловажное значение имеет и длина Task’а.

«Когда пора?»

Основная ошибка всех начинающих XC-пилотов – «отвисание» в потоке, когда это уже не эффективно. Впрочем, это вполне естественная ошибка, берущая начало из периода, когда пилот старался просто выпарить как можно выше и как можно дальше оттянуть момент приземления. Кстати, очень важного периода, потому как будущий спортсмен учится определять и чувствовать вершину потока, что может оказаться весьма полезным в день «голубых термиков». Но важнейший момент в освоении маршрутных полетов – понимание того самого момента, когда пора бросать поток, даже если он по-прежнему достаточно сильный. Просто не достаточно сильный, чтобы пройти маршрут максимально быстро.

Давайте же выявим главное правило определения этой «верхней границы» или, другими словами, момента, когда нужно бросать поток:

В середине дня, на среднем по длине маршруте, когда база облаков равна, по крайней мере, 1300-2000метров, поток имеет смысл бросать, когда подъем в его верхней части слабеет на 15-25% на протяжении более 2 спиралей.

Это, конечно, очень приближенно, но мы запишем, чтобы, по крайней мере, у нас было с чего начинать. Сразу отметим, что значения 15-25% будут часто встречаться в нашей статье. Данное правило существует для того, чтобы вы, совершив переход на наивыгоднейшей скорости  следующему потоку, попали и продолжили набор в наиболее сильной его части. Однако, процентная оценка может существенно измениться зачастую в большую сторону, если впереди по маршруту:

  • Облака вовсе не выглядят многообещающе
  • Ландшафт впереди закрыт тенью от переразвития
  • Вы влетаете на плоскогорье
  • Влажная поверхность
  • Поворотник
  • Пора начинать финишную глиссаду
П“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу

Иногда потоки могут уходить выше облачной базы за кромку, и тогда это тоже может стать ограничителем высоты. Не говоря уже об официальном запрете полетов в облаках.

Определение верхней границы набора зависит от каждого конкретного случая, и способность грамотно оценивать ситуацию развивается с опытом. Чем менее опытен пилот, тем выше ему следует держаться.  И это правильно и естественно, иначе он рискует «провалиться» и сесть, так и не долетев до цели. Именно эта способность правильно оценивать ситуацию и отделяет чемпионов от «чемпионов почти».  Далее боле внимательно рассмотрим факторы, влияющие на принятие решения.

Зависимость  “Height Band” от времени дня

Влияние времени светового дня существенно сказывается на многих параметрах полета, в том числе и на диапазоне высот. Чтобы яснее представить картину изменения условий в течение дня, нарисуем несколько графиков:

П“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу

Рисунок 1 показывает изменение уровня термической активности на протяжении светового дня.  Конкретные числа в данном случае не так важны. Гораздо важнее ваше понимание,  что сразу за первыми утренними пузырями восходящего воздуха термическая активность быстро разовьется и так же резко угаснет вечером. Нужно улавливать первые признаки изменения. Обратим внимание, что так же меняется и высота развития потоков (рисунок 2). Так, в начале дня, потоки могут заканчиваться на 1000-1200м, потом постепенно уходить на свой постоянный уровень к полудню и оставаться там до вечера, затем ослабевать и гаснуть. Интересно, что высота последнего вечернего потока остается такой же, что и у сильных дневных.

П“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу

Помните, что рисунки моделируют типичный хороший день, без учета возможных факторов перемены погоды, вроде надвигающейся смены воздушных масс и др. Рисунок 3 – типичный график зависимости HB от времени дня. Верхняя сплошная линя – высота потоков по времени дня, а пунктирные линии – верхняя и нижняя границы высоты, в пределах которой рекомендуется проводить полет.

П“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу

Позвольте еще раз напомнить, что все эти показатели скорее качественные, чем количественные и показывают не конкретные данные, а типичные тенденции в течение дня.

Смысл в том, что если вы стартуете в самом начале дня (например для рекордно длинного полета),нужно быть очень осторожным, т.к.  верхняя и нижняя границы находятся очень близко друг к другу и почти совпадают с вершиной потока. По мере того, как погода развивается и становится сильнее, а вершины потоков растут, растягивается и увеличивается разница между высотой максимально возможного набора и оптимальной высотой выхода из потока. Затем, ближе к концу дня погода слабнет, верхняя граница диапазона высот снова приближается к вершине потока и Height Band заметно сужается. Здесь следует снизить скорость, стать более аккуратным, консервативным. Нет ничего более грамотного, чем держаться повыше.

Имея в виду, что рисунок 2 отображает зависимость высоты потоков о т времени дня, давайте взглянем на рисунок 4, показывающий зависимость скороподъемность.  Не перепутайте вертикальную ось «скороподъемность» с высотой, использованной в предыдущих моделях.

П“Height Band” - высота в которой нужно находиться дельтапланеристу

Скороподъемность напрямую связана с силой потока, который мы стремимся использовать максимально эффективно. Это – функция нашей возможности. Очень важно хорошо себе представлять и чувствовать реальные возможности потока.

Верхняя кривая – максимально возможная скороподъемность в данном потоке в разгар дня. Нижняя кривая – та скороподъемность, с которой пора покидать поток. Иными словами, насколько должна уменьшиться сила потока, чтобы принять решение идти на переход?  Как мы уже говорили, здесь нужен опыт и чутье, но в качестве обучения, мы предлагаем именно эту схему поведения. Естественно, если впереди не ожидается кризы, или не влияют  7 факторов из раздела «Когда пора».

Рисунок также показывает, что  в самом начале дня, когда возможная скороподъемность и так очень низкая,  мы остаемся в потоке и продолжаем набор так долго, пока стрелка вариометра указывает хоть какую-то положительную величину. А в самый разгар дня, когда потоки становятся сильными,  пойти на переход можно уже если поток ослаб на 1/5 от максимального значения.  Вечером повторяется утренний сценарий.

Изучая приведенные схемы, можно сделать еще несколько важных выводов. Попробуйте предположить, почему  в начале дня, в начальной части маршрута пару лишних спиралей «в нолях» могут оказаться не такими уж и лишними, а те же 2 спирали в разгар полуденной гонки – бесполезным растрачиванием драгоценного времени?

Task’и, подобные «треугольникам на скорость» или «с возвращением» требуют вполне определенного количества времени на выполнение.  Принимая во внимание погодные и другие условия, делается заключение, как быстро можно пролететь данный маршрут. Затем к нему добавляется небольшой «запас» и требуемое время синхронизируется с периодом максимальной термической активности дня.  Этот период изображен на рисунке 4 двумя пунктирными вертикалями.  Это вполне объективный подход  для эффективного использования дня. Имеет смысл первый набор сделать до самой вершины потока, дабы определить высоту базы и степень «скисания»  силы подъема у вершины. Подобная тактика широко используется на соревнованиях, когда от момента открытия стартового окна до открытия Start Gate’а у пилота есть, по меньшей мере, час времени. Этот час подразумевается потратить на оценку высоты, силы и ширины потоков. А так же, как скороподъемность меняется с высотой.

Важный момент, на который следует обратить особо внимание, что начиная с середины дня и до вечера, следует быть особенно внимательным и следить за появлением первых признаков «смягчения» термиков и угасания облаков. С этого момента нужно начинать постепенно «уходить наверх», выкручивая выше. И тогда под закат солнца, когда вы будет на вершине последнего вечернего термика, у вас будет отличная возможность совершить красивую финишную глиссаду к цели на скорости наибольшего качества вашего дельтаплана.

Автор статьи: Марк Томпсон (Mark Thompson)

Перевод sinoptic`a



2314 Прочтено

Остальные материалы раздела Практические советы по дельтапланеризму
  • Очень понятная инструкция как стартовать на дельтаплане
  • Типичные ошибки при полетах на дельтаплане
  • Безопасность при полетах на дельтаплане, умение падать
  • Советы по покупке дельтаплана
  • Динамика посадочного срыва на дельтаплане
  • Правила расхождения в воздухе для дельтапланов
  • Рекомендации по аэробуксировке дельтаплана
  • Приемы аэробатики на дельтаплане

  • Каяки в Харькове


    Активный отдых
    Горячий актив Клуба
    Клуб Активного Отдыха

    Контакты
    +38 (067) 724-52-13
    +38 (057) 750-62-79
    info@activeclub.com.ua

    activeclub В КОНТАКТЕ

    Корпоративный отдых
    О корпоративном отдыхе
    Корпоративный отдых на байдарках


    Сплавы на байдарках и катамаранах

    график сплавов 2020

    июнь
    байдарки
    06.06 - 08.06.2020
    Северский Донец

    20.06 - 21.06.2020
    Оскол

    июль
    катамараны, рафтинг
    10.07.2020
    Северский Донец

    24.07 - 25.07.2020
    Рось

    август
    байдарки
    03.08 - 05.08.2020
    Ворскла

    17.08 - 18.08.2020
    Северский Донец

    24.08 - 25.08.2020
    Оскол

    Дальние походы

    Кавказ, горный поход, Приэльбрусье
    23 августа - 3 сентября 2010


    Кавказ, восхождение на Эльбрус горный поход

    Кавказ, горный поход, Домбай

    Алтай, горный поход

    Байкал,
    хребет Хамар-Дабан,
    пеший поход



    Активный отдых

    Сплавы на байдарках


    Реклама
    Обслуживание свадеб, экскурсий. Деловые поездки, отдых. 18 мест
    Микрофон, TV, DVD, кондиционер, мягкие кресла.
    Для членов "Клуба Активного Отдыха" - скидки !
    тел.: (057)755-63-28
    моб.: (067)506-24-04

    Наш опрос
    Походы Клуба, лето 2012. Куда бы Вы пошли?

    Байкал, хр.Хамар-Дабан (пеший)
    Кольский пол-ов, Хибины (пеший)
    Приполярный Урал (пеший)
    Западный Кавказ (горный)
    Центральный Кавказ, приэльбрусье (горный)
    Алтай (горный)
    Алтай (пеший)
    Карпаты (пеший)
    Карпаты (вело)
    Крым (пеший)
    Крым (пеший + скалолазание + альпинизм)
    Крым (вело)



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 803
    Комментариев: 0

    Поход на Кавказ
    Горный поход
    по Кавказу, Приэльбрусье, август 2010

    Сроки проведения:
    23 августа - 3 сентября 2010

    Программа похода
    Обсуждение на форуме

    Логин
    Логин

    Пароль

    Секретный код: Секретный код
    Повторить код

    Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

    Увлекательные автопутешествия по Украине

    При использовании любых материалов с этого сайта прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Внимание! Автором "Клуба Активного Отдыха" может стать каждый!
    Присылайте свои заметки, новости, рассказы, статьи, отчеты, фотографии по адресу admin@activeclub.com.ua
    Ваша информация будет рассмотрена и размещена на клубном сайте.




    ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых
    Copyright © 2006 - 2015 "Клуб Активного Отдыха"
    При использовании любых материалов с сайта Клуба Активного Отдыха - прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Copyright © IFrin 3dpixel.ru CG-Inside
    Сайт создан на основе системы © PHP-Nuke распространяемой по лицензии GNU/GPL license.
    Открытие страницы: 0.02 секунды и 60 запросов к базе данных. Время запроса к БД: 0.010811