Сие случилось в Алма-Ате на Чемпионате Союза в 1988 (или 1989) году.
С утра на Ушконыр (или Ушконур? - до сих пор не знаю правильное написание) натянуло высокие перистые облака со стороны гор. Упражнение поставили не сложное - полет до ППМ в сторону Алма-Аты с возвращением. На старте был штиль с легкими дуновениями в хвост. В какой-то момент слева в горах начала формироваться облачность и ветерок потянул из долины. Облака были низкими, практически цеплялись за вершины хребта, и темными из-за тени от слоистых облаков. Пилоты, что были ближе к старту, начали готовиться к полету и, когда ветерок стал уверенным, начали один за другим улетать. Они практически сразу становились в спираль у склона и набирали высоту. На старте начался ажиотаж, я тоже одел подвеску, прицепился к дельтаплану и стал довольно быстро двигаться в очереди к месту старта. Облака тем временем уже подошли вплотную, было видно, что они имеют довольно приличное вертикальное развитие. На фоне белесой стенки кружились дельтапланы, я мысленно был уже с ними. Вот передо мной стартует очередной спортсмен, я беру аппарат на плечи и докладываю: "К старту готов!" Команда выпускающего: "Пошел!" практически слилась с командой РП: "Старт закрыт!". Я успел сделать первые шаги, но меня поймали за боковые троса и вернули на землю. Через 30 секунд на старт обрушился шквалистый ветер с проливным дождем. Втроем мы едва удерживали дельтаплан, чтобы его не унесло.
Продолжалось это безобразие около получаса. Проливной дождь закончился, заметно похолодало. Все промокли до нитки и с удовольствием помогали собирать друг другу дельтапланы, лишь бы не стоять без движения на ветру. После дождя грунтовую дорогу со старта размыло и «Камазы» с «Уралами» спускались по скользкой колее на грани фола. Зрелище было экстремальное - я никогда не видел, чтобы огромные «Уралы» прыгали по кочкам, как игрушечные самосвальчики. Благодаря искусству двух водителей, которые спустили все грузовики вниз целыми, мы поехали с Ушконыра дружной колонной.
Спускаясь вниз по серпантину, мы заметили в скалах обломки дельтаплана. Туда сразу же была отправлена группа спасения. На верху скального откоса лежали обломки дельтаплана "Переход" на котором летал Миша Петровский. Но рядом его не было! Не прошло и часа, как принеслась весточка - Миша жив, спустился на парашюте примерно в полутора километрах от своего дельтаплана. Что же произошло? Во время суеты на старте Миша неправильно пристегнулся к фалу подцепа и в облаке, в которое он попал после старта, от начавшихся перегрузок карабин подвески сорвался с фала. По другой версии на подвеске распустился узел фала, который не был должным образом зафиксирован. Дельтаплан "Переход" отличался от остальных тем, что к пилоту крепились два дополнительных тросика, которые шли к дальним латам крыла и изменяли крутку дельтаплана при перемещении пилота. После того, как Миша оторвался от аппарата, он этими тросиками легко обломал консоли дельтаплана и с этими запчастями устремился вниз. Парашют Петровский выбросил почти сразу, который благополучно наполнился. Правда, при открытии парашюта в свободный полет ушла радиостанция. Миша приземлился в предгорьях Ушконыра. Но до получения радостных известий о спасении Миши, мы изрядно поволновались и поломали голову над непонятными обломками. Было даже предположение, что от удара пилот получил контузию и прямо в подвеске убежал в неизвестном направлении.
Это было не единственное приключение в тот памятный день.
Те, кто успел взлететь до закрытия старта, вынуждены были удирать от надвигающегося облачного фронта. Пилоты, которые замешкались у старта, испытали "удовольствие" полетов в облаках по полной программе.
Одним из них был Олег Овчаренко из Киева. При наборе высоты он увлекся и не успел улететь в чистое небо. Набор высоты продолжался уже без видимости земли в сплошной мгле. "Потолок" был не таким высоким, как в Кызыле, всего 1500-2000 метров над точкой старта. Но болтанка была довольно интенсивной и в какой-то момент Олег понял, что ориентация потеряна. Спасение лежало в кармане техкомбеза в виде "бычьего глаза" (компасс КИ-13). Оставалось проделать "небольшой" фокус - достать его оттуда, летая в облаке. Олег расстегнул подвеску, залез ногами в трапецию и стал по сантиметру подбираться к карману технички. С большим трудом ему в конце концов удалось это сделать. Теперь предстоял следующий этап - компас был на коротеньком штативе, но закрепить на трапеции его было нечем. Сначала Олег пробовал держать его в одной руке, а второй управлять дельтапланом, но из-за сильной болтанки справиться с аппаратом одной рукой не удавалось. Тогда он взял штатив в зубы и, глядя себе почти на переносицу, выставился с курсом на север, чтобы лететь в направлении долины. Таким вот оригинальным способом он выбрался из гор и благополучно сел в районе Каскелена.
Пилот из Прибалтики Витас Черняускас тоже долго летал в облаках, полагаясь только на свои ощущения. Как он нам потом рассказывал, дело происходило так. Летел он, летел, в сплошной облачной мгле, и вдруг увидел перед собой травянистый склон, отдал ручку и сел. На высотомере 1000 метров над долиной, вокруг альпийский луг и густой туман с моросящим дождем. Собрал аппарат в 6 метров и не спеша пошел вниз. Через какое-то время вышел к избушке, в которой менты справляли чей-то день рождения. Без лишних вопросов накормили, напоили и даже отвезли на своей машине в лагерь, где мы жили. Зрелище было интересное: мокрый, пьяный, и поэтому с трудом говорящий по-русски, Витас в сопровождении ментов, которые волоком тащили дельтаплан.
Облачный фронт двигался вдоль хребта, т.е. стена облаков была почти перпендикулярна горному массиву. По долине фронт двигался быстрее, в горах немного притормаживался. Пилоты, которые успели уйти в чистое небо гористее, летели вдоль хребта, но если аппарат «не жать», то долинная часть фронта начинала обгонять и перекрывала выход в долину. Большинство это быстро поняло и на зажатых ручках понеслось от фронтальной зоны, чтобы иметь запас по времени и расстоянию для выхода в долину, где еще надо было успеть размотать почти тысячу метров.
Нескольким человекам пришлось садиться в ущельях в роторах от предфронтального шквала. Чудом все остались целы, хотя шансов поломаться самим и разгромить аппараты было очень много. Подбор промокших и продрогших пилотов по всей долине продолжался до самой ночи.
Кстати, алма-атинцы иногда пользовались прохождением таких фронтов для полетов на дальность. Главное - вовремя стартовать и лететь впереди облачного вала. Таким образом они пролетали по 60-80 км.
Фронтальные грозы довольно легко прогнозируются и отслеживаются, но в условиях стыка гор и степей, суши и моря, могут быть сюрпризы, к которым надо быть готовым. И в общем, нет смысла проверять теорию практикой, слишком это рискованное занятие...
Автор статьи: Сергей Сергеев