В Крыму много красивых и известных гор. Ай-Петри, Аю-Даг, Кара-Даг, Демерджи - эти названия стали визитной карточкой Крыма. Они известны всем, но в Крымских горах есть великое множество не менее прекрасных вершин и хребтов с древними загадочными названиями. Почти о каждой возвышенности в Крыму местное население сложило по легенде, а о некоторых можно услышать даже несколько. Недалеко от Феодосии тянется хребет, само название которой уже звучит, как легенда - Узун-Сырт (Длинная Спина).
Для меня именно это название - Узун-Сырт, а также Кара-Даг и Коктебель, прежде всего ассоциируются с Крымом. Кому-то название этой горы, которую в прямом смысле слова и горой нельзя назвать, потому что выглядит она, как длинный ровный вал, напоминающий исполинскую застывшую волну морского прибоя, так вот, это название большинству людей ни о чем ни говорит. А примечательна она тем, что здесь органично сплелись две стихии - горы и небо. Постоянно дующие ветра образуют над склонами хребта восходящие потоки обтекания, которые позволяют в этом месте совершать парящие полеты. Именно по этой причине Узун-Сырт стала колыбелью для отечественного планеризма, дельтапланеризма и парапланеризма. Гора стала важной вехой в жизни не только для тысяч влюбленных в небо, но и для тех, кто стал славой и гордостью нашей авиации. Тот, кто хорошо знает историю отечественной авиации, может вспомнить, что эта гора стала трамплином к мировой известности для знаменитых авиаконструкторов: Королева, Антонова, Илюшина, Яковлева.
Пожалуй, из всех крымских гор Узун-Сырт имеет самую молодую легенду, которая звучит так:
"Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, покоритель самой коварной фигуры высшего пилотажа - "штопора", внук художника Айвазовского, Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. По дороге Арцеулов рассказывал поэту об авиации, о восходящих потоках и предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути.
Дул свежий южный ветер. Перед путешественниками открылся вид живописной Котебельской долины. Восхищенный Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа не упала, а замерла на месте, плавно поднялась кверху и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников - авиаторов с планерами".
В 1923 году на Узун-Сырте состоялись I Всесоюзные планерные состязания, ставшие в дальнейшем традиционными. Юными были пилоты и конструкторы, незамысловатыми планера, много неизвестного таило в себе новое увлечение. Случались и неудачи, ведь опыта полетов на планере не было почти ни у кого - в том далеком 23-ем году разбился пилот Петр Клементьев и на долгие годы переименовали Узун-Сырт в гору Клементьева, хотя, почти все летающие между собой называли ее уважительно, с большой буквы - Гора.
До 1937 года на Горе было проведено одиннадцать таких смотров планерной техники. Планеристы уверенно освоили мастерство парящих полетов и поставили здесь несколько мировых рекордов по продолжительности полета. На Узун-Сырте открыли Школу планерного мастерства и тысячи юношей и девушек впервые почувствовали вкус неба именно здесь. Но со временем планерный спорт "ушел" в равнинные места и стал не таким доступным, как в 30-е годы, когда планера делали из дерева и ткани даже школьники.
Второе дыхание открылось у Горы в 70-х годах, когда появился новый вид летательных аппаратов - дельтапланы. Простая конструкция из алюминиевых труб и синтетической ткани, весящая 20-30 кг, позволяла взлетать с ног пилота и выполнять парящие полеты, подобно планеру. На Горе в 1977 году собрался I Слет дельтапланеристов, и с тех дней над склонами Узун-Сырта постоянно кружатся разноцветные бабочки - дельтапланы. Дельтапланеризм - прекрасный вид спорта и замечательный отдых от повседневной суеты, он дает непосредственное ощущение полета, когда пилот, подобно птице, чувствует восходящие потоки, и используя их дармовую энергию, поднимается к облакам, пролетает многие десятки километров без единой капли горючего. Это спорт, объединяющий романтику свободного полета и знания точных авиационных дисциплин.
В конце 80-х годов появился еще один оригинальный летательный аппарат, именуемый парапланом. Внешне напоминающий спортивный парашют, он позволяет стартовать с горы и совершать парящие полеты. На параплане не сложно научиться летать, его вес не превышает 10 кг и он компактен - помещается в обычном рюкзаке. Именно эти качества сделали его наиболее популярным видом отдыха и спорта во всем мире. На Узун-Сырте ежегодно проводят разные парапланерные и дельтапланерные соревнования и фестивали, весьма зрелищные и интересные.
Но Гора интересна не только своим авиационным прошлым и настоящим, это одно из красивейших мест Крыма. Хребет Узун-Сырт является естественной границей между степным Крымом и Крымом горным. На севере - почти ровная степь, а на юге - вершины гор.
Я помню свое первое впечатление от Горы... Мы поднимались на Гору по дороге, которая полого поднимается по северному склону на ровное плато. Был солнечный прозрачный сентябрьский день. Сначала я увидел только острые вершины массива Кара-Даг, но с каждым шагом, по мере приближения к обрывистому южному склону Узун-Сырта, передо мной постепенно открывалась завораживающая картина - почти осязаемый Кара-Даг с характерными вершинами скалы Сюрюкая, чуть дальше - несколько рядов горных хребтов, ступеньками поднимающиеся к горизонту. Справа, словно громадный крейсер, в долину врезается гора Коклюк, за ней закрывает горизонт насупившийся Агармыш, у подножия которого находится Старый Крым. Чуть левее, в сизой дымке - море, а на берегу, крохотные на таком расстоянии, домики поселка Коктебель (бывшее Планерское). Внизу, в долине, от края до края ровными прямоугольниками расположились виноградники совхоза "Коктебель". А в геометрическом центре долины белеют солончаки озера Бараколь.
Под ногами шуршали небольшие камешки, со стороны моря тянул легкий морской бриз. Над склоном парило несколько птиц. Было тихо и торжественно... Каждый раз, когда я снова попадаю на Узун-Сырт, я стараюсь прийти на то место, откуда впервые увидел древний Кара-Даг и долину Коктебель. И искренне верится, что машина времени существует. Ведь точно также видели эти горы кимерийцы, самая древняя народность Крыма; татарский хан в средние века; Макс Волошин в начале ХХ века, и Королев с Антоновым в 30-е годы.
Сейчас на Узун-Сырте находятся Центр планерного спорта, Республиканский дельтапланерный клуб, несколько парапланерных школ. В Центре организуют для желающих полеты на планерах, самолетах и мотодельтапланах над Крымом, а в Республиканском дельтаклубе за несколько недель могут научить летать на дельтаплане или параплане, а также освоить полеты на мотодельтаплане.
Во время хорошей летной погоды над Горой летают одновременно дельтапланы, парапланы и планера, всем хватает места в голубом небе. Зрелище это совершенно замечательное, почти фантастическое, когда на фоне Крымских гор и Черного моря плавно парят изящные летательные аппараты, и к шелесту ветра и пению птиц присоединяется легкий свист крыльев, рассекающих теплый упругий воздух.
Всех, кто будет летом в Крыму, приглашаем посетить это уникальное место. Попасть туда не сложно. На дороге Феодосия - Судак, не доезжая до Коктебеля (Планерского), есть небольшой поселок Подгорное, от которого вправо уходит единственная асфальтированная дорога, полого поднимающаяся вверх. Она то и приведет вас на плато горы Узун-Сырт. Даже если вам не повезет увидеть полеты, вы не разочаруетесь, потому что увидите поэтический пейзаж Крымских гор и Кара-Дага. А если повезет, то вероятно захочется полететь подобно птице - поверьте, нет ничего прекраснее вида гор и моря с высоты птичьего полета.