В середине октября, когда осень словно опомнившись от своих безысходных дождей, дарила последние, по-летнему жаркие дни и теплые ночи, когда в уютной жаркой желтизне листьев запутывались нежнейшие паутинки все таки состоявшегося "бабьего лета", командировочная судьба забросила меня в столицу Буковины - город Черновцы.
Черновцы - красивейший западноукраинский город, по западноукраински ухоженный и чистый, с притягивающей взоры архитектурой. Город, на чьих улицах можно услышать украинскую, русскую, молдавскую речь, где очень много названий различных заведений написаны почему-то на иностранном языке (английском? французском?). Город, где уважают своих знаменитых горожан, независимо от их национальности и происхождения.
Впрочем, на знакомство с городом у меня было скромных пара часов, так что, что-либо толком понять и увидеть было очень трудно.
Мы (это я и группа местных энтузиастов-парапланеристов) в поисках подходящего ветра исколесили вдоль и поперек знакомые только моим спутникам горы и горушки (а их здесь довольно много) в радиусе 15 км вокруг города. Все это время(поиска) мы то поднимались вверх, то опускались вниз по пыльной проселочной дороге, а вокруг ярко горели багрянцем осенние леса и перелески, чистое голубое небо отражалось в живописных озерах. Красота - неописуемая...
Остановившись в конце концов в 15 км от города на горушке под восточный ветер (50-60 м высоты), которую из-за косого ветра бросили в самом начале поисков, мы совершили по паре полетов. Поработали над техникой обратного старта и посадкой на "Старлайте" и "Парасольке", ребята ознакомились с новым для них крылом "Астра 27", полетали под ним. С полетов уезжали довольные, хотя косой ветер не позволил полностью показать новые парапланы, их возможности, и обучить ребят.
Загадывать на следующий день ничего не стали - погода для нас (совокупность силы ветра, его направления и состояние атмосферы) в это время года непредсказуема. Утро нового дня не было многообещающим: слабый западный ветер лениво шевелил золотую листву деревьев, не в силах даже ее оторвать. Но западный ветер сулил поездку в новое место - около села Перебыковцы, причем уже облетанное ранее (насколько я понял - лет 5-6 назад).
Дорога проходившая по восхитительно красивым местам, которые могут быть только на Буковине и только осенью, не была утомительной, хотя заняла немногим более часа. Причем стоит заметить, последнюю часть дороги (10-15 км) пришлось ехать по грунтовой дороге, что в период дождей не сулит ничего хорошего. И замечание второе: место сие явно лежит далеко от трассы (Черновцы - Каменец Подольский), примерно в 20 км, так что автобус в ближайшие села возможно раз или два за день наведывается.
Ну вот наконец мы и на месте. Оглядываюсь. Ба! Да это же копия юго-восточного старта дельтадрома Ямполь. Но до изгиба реки, в отличие от ямпольского, весь склон безлесый, только внизу, где-то до пол-склона, редкие кусты шиповника и алычи. Примерно на том месте, где ямпольский склон выполаживается (в районе птицефермы), есть отличный, мощный учебный склон. Правда внизу немаленькие частные поля. Здесь-же идет, точь - в точь как на ямпольском старте, дорога и от дороги до самого подножья склона - редкий кустарник. По-моему, как парапланерные учебные склоны - они просто сказка! Для дельтапланерных - проблема с посадкой, хотя, я думаю, летом там пара-другая полей будет пустовать, или на них будет скошена трава и т.п. Дальше - крутой, более 100 м склон: осыпи, кустарник внизу по склону. Верх склона - почти любое место идеально для старта, как дельтапланов так и парапланов. В отличии от ямпольского старта, здесь нет "поля чудес" или лесополосы по гребню, как генератора роторов. Правда, случаются и расщелины, идущие от верха до самого низа, достаточно огромные (аналогичные есть и на юго-восточном склоне в Ямполе). Места для посадки вверху много, но все это колхозные поля (еще раз аналогично Ямполю). Внизу под всем склоном, по аналогии с ямпольским, узкая полоска с дорогой, где вполне возможна посадка. Здесь тоже течет такой знакомый нам Днестр и, в отличии от ямпольского дельтадрома, течет в обратную сторону, ширина возможно такая же как и около ю.-в. старта в Ямполе, может немного меньше. Здесь точно также гоняют по реке моторки и где-то рядом (так мне сказали) есть паром с того берега. Радует то, что с той стороны Днестра не республика Молдова (до Молдовы отсюда чуть больше 100 км), а Тернопольская область. Здесь Днестр не пограничная река и никакому пограничнику не придет в голову принять Вас в качестве мишени как злостного нарушителя суверенной границы, ибо пограничников здесь просто-напросто нет.
Но в этот день ветер, увы, был не более 2 м/с, неустойчивый (по прогнозу: 300-340 град, 2-3 м/с). Мы прыгнули сверху вниз, что не всем доставило удовольствие (хотя учлеты, впервые вылетевшие на учебном параплане сверху (100 м) были довольны и горели желанием (по их выражению) "хотеть много раз лететь вниз".
Стоит заметить, что хороший занос для парапланов и дельтапланов есть только у учебных склонов, в остальных местах (если нет осыпи) очень круто, а в местах с осыпью параплан можно занести, но дельтаплан - только самые сильные, ловкие и умелые смогут как-то дотащиться на верх. Восхождение по осыпи - хорошо уменьшенная копия подъема на южный старт г.Клементьева.
Саша Сорокин - человек, собственно открывший этот склон, и что ценно - сделавший на него официальное руководство по дельтадрому, рассказывал, что во время дельтапланерного бума (5-6 лет назад) они здесь летали летом. При хорошем западном ветре в динамике набирали по 150-200 м, в термиках 600-700 м. Но до маршрутных полетов дело не дошло, соревнования на горке не проводились. Да и отсутствие пилотов из Черновицкой области на республиканских соревнованиях говорит о том, что вряд ли на этой горке местные пилоты могли показать какой-либо приличный результат. Самая крутая дельтапланерная погода, по словам Сорокина, конец апреля - май.
Склон поразил меня своими потенциальными возможностями, не знаю, сможет ли он составить конкуренцию ямпольским стартам, но что-то в нем есть.
Все пространство перед стартом за Днестром - поля, пахота, леса, перелески, поселки - очень напоминает молдавский берег Днестра в Ямполе. Все пространство по ветру (т.е. на восток от старта) - земли колхозов, либо перелески, села, крутые берега Днестра. Радует развитая сеть дорог. Не правда-ли, чем-то похоже на родной нам ямпольский ландшафт. По словам А.Сорокина, немного дальше есть хороший старт под восточный ветер, что, я думаю не предел - можно найти и другие старты, имеющие нераскрытые потенциальные возможности. Здесь много берегов Днестра и Днестр здесь делает петлю, что видно по карте.
Я не думаю, что моя заметка претендует на открытие "Нью-Ямполя", мне просто хотелось обратить внимание на существование такого живописного и, по-моему, альтернативного многообещающего места. Во всяком случае, отдых на Днестре здесь летом обещает быть отличным, а если еще захватить с собой дельта- или параплан, то можно понаслаждаться вволю парением в динамике и термиках. Во всяком случае, попробовать полетать в этих местах можно!
П.Васькович (Киев)