
Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. Построенный ими новый воздушный шар (аэростат) был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двоих человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной влажной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время полета. Для борьбы с пожаром на борту аэростата имелось ведро с водой и длинные шесты с мокрыми губками.
Это позволяло сделать полет воздушного шара более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете воздушного шара (аэростата). Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье, активного участника постройки монгольфьера.
Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим "пилотом" аэростата стал поклонник воздухоплавания маркиз дАрланд. И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить полет над Парижем, поднявшись на высоту 900 метров. Воздушный шар (монгольфьер) продержался в воздухе 23 минуты, пролетев около девяти километров.
Традиция давать графские титулы впервые совершившим полёт на воздушном шаре пошла со времен Людовика XVI. Братья Монгольфье подняли в воздух на аэростате своего короля, Людовик был так восхищен полётом на воздушном шаре, что тут же воскликнул: "Господа, все земли, что вы видите вокруг, отныне ваши".
Но когда они поднялись выше, Людовик подумал и добавил: "Ваши, пока вы над ними летите". С тех пор у воздухоплавателей всего мира есть традиция посвящать всех пролетевших на воздушном шаре огнем, землей и водой и даровать им земли, на которых они совершили посадку.
История воздухоплавания была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. Примером тому жизнь Пилатра де Розье. Физик по образованию, он одним из первых понял истинное значение изобретения Жозефа Монгольфье.
Розье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавания, неоднократно заявляя о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Настойчивость и смелость привели к триумфу: Розье стал первым пилотом-воздухоплавателем, совершив 21 ноября 1783 года вместе с маркизом дАрландом двадцатиминутный полет на аэростате (монгольфьере). По его предложению была изменена конструкция монгольфьера, строившегося в 1783 году в городе Лионе для демонстрации полета.
В новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. И хотя лионский монгольфьер поднял в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулся земли, это был первый в истории воздухоплавания полет многоместного воздушного шара. Затем Розье ставит новый рекорд. В полете на монгольфьере вместе с химиком Пру он достигает высоту в 4000 метров. Добившись этого успеха, Розье возвращается к мысли о дальних перелетах на аэростатах.
В 1785 году француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис стали первыми людьми, перелетевшими Ла-Манш на воздушном шаре. Они стартовали из британского города Дувр и приземлились во французском Кале. В полете у них возникли проблемы - воздушный шар стал терять подъемную силу. Сначала они сбросили балласт, потом абсолютно все, что было в корзине аэростата, потом даже свою одежду.
В 1804 году в честь коронации Наполеона происходит торжественный запуск аэростатов. Один из них опускается на могилу Нерона в Риме, что вызывает огромный скандал.
В сентябре 1804 года известный химик и физик Ж.Л.Гей-Люссак по поручению Парижской академии наук один совершил научное воздушное путешествие, пролетев 160 верст. Полет длился 6 часов. Гей-Люссак достиг высоты около 7 верст.
17 августа 1859 г. из американского штата Индиана стартовал воздушный шар с необычным для того времени грузом – почтой. С тех пор этот день считается днем рождения авиапочты. Таким образом письма впервые были отправлены по воздуху.
В 1861 г. в США военные впервые передали телеграфное сообщение с аэростата "Энтерпрайз" на Землю.
Постепенно воздушные шары начали применять и в качестве военной техники.
В 1849 г. во время борьбы Италии за независимость австрийские войска организовали с помощью небольших (объёмом 82 м3) свободных аэростатов бомбардировку Венеции зажигательными и разрывными бомбами.
В 1859 г. в сражении при Сольферино французский воздухоплаватель Ф. Надар с привязного аэростата производил разведку расположения австрийских войск, сделав фотоснимки позиций противника.
Привязные аэростаты для разведки и корректирования артиллерийского огня применялись также в США во время Гражданской войны 1861-65 годов.
Во франко-прусской войне 1871 года посредством свободных аэростатов была налажена связь окружённого немцами Парижа с остальной Францией. За 4 месяца на 65 аэростатах было переправлено 3 млн. писем и депеш общим весом 16 675 кг, а также 150 пассажиров. Однако прусские военные начали применять зенитные орудия для уничтожения летящих аэростатов.
Парижские коммунары пользовались аэростатами для разбрасывания листовок революционного содержания.
Подобные аэростаты с успехом применялись как в первую мировую войну - для разведки и корректировки огня артиллерии, так и во вторую мировую - в качестве аэростатов заграждения. Военное использование аэростатов продолжалось и в годы "холодной войны". Аэростаты-разведчики беспрепятственно пересекали границу в толще облаков, засечь их локаторами было практически невозможно.
В июле 1897 года пилотом Соломоном Огюстом Андре был совершен первый полет на воздушном шаре в Арктику. В 1997 году, в честь 100-летия этого события спортсменами-воздухоплавателями на Северном полюсе был проведен Первый праздник воздушных шаров.
С тех пор ежегодно самые смелые команды воздухоплавателей прилетают на полюс, чтобы наполнить горячим воздухом свой шар и подняться в небо над самой макушкой планеты.
В 1900 году в Париже открылся 1-й Международный воздухоплавательный конгресс. В числе представителей от России — Н. Е. Жуковский.
14 октября 1905 г. – во Франции Создана Международная Авиационная Федерация (FAI). Идея об её образовании была выдвинута в июне во время Олимпийского конгресса в Брюсселе представителями Франции, Германии и Бельгии. 12 октября в Париже была созвана международная конференция аэронавтов, и спустя два дня делегаты из Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Франции и Швейцарии принимают устав новой организации. Её первым президентом избирается принц Р. Бонапарт (Франция).
Конец 19 века - начало 20 века ознаменовался пиком воздухоплавания. Разнообразные полеты на воздушных шарах совершались в научных и развлекательных целях. Совершенствовались конструкции воздушных шаров, их оснащение; устанавливались рекорды высоты и дальности полета. Постепенно развивалась другая летательная техника, и полеты на воздушных шарах остались привилегией спортсменов. В разных странах начали появляться аэроклубы, объединявшие спортсменов-воздухоплавателей.
В 1950-х годах американец Эд Йост придумал принципиально новую схему горелки для прогрева воздуха в оболочке воздушного шара с использованием жидкого пропана. Он сконструировал оболочку теплового аэростата каплевидной формы, снабдил его оригинальной горелкой, двумя баллонами сжиженного пропана и 22 октября 1960 года совершил первый полет на тепловом аэростате нового поколения. За счет конструктивных особенностей таким воздушным шаром можно управлять, и сегодня международные фестивали с участием сотен подобных аэростатов проводятся в США, Западной Европе, Японии.
Современные тепловые аэростаты – это тоже воздушные шары, которые поднимаются благодаря нагретому воздуху. Оболочка сшита из термостойких полотнищ, основным материалом является синтетическая ткань со специальным покрытием, обеспечивающим воздухонепроницаемость.
Аэростат оснащен блоком горелок, работающих на пропан-бутановой смеси, который предназначен для нагрева воздуха в оболочке аэростата, и комплектом баллонов для хранения горючего. Кроме того, на борту есть барометрические приборы, а вентилятор служит для предварительного наддува холодного воздуха в оболочку.
В 1973 г был создан аэростат новой конструкции - солнечный аэростат. Из всех летательных аппаратов он обладает наибольшей подъемной силой. Его баллон заполнен воздухом, и на нем нет горелки, тем не менее, он способен подниматься в воздух. При отказе выпускного клапана он не падает, а неограниченно поднимается, пока не лопнет. Его оболочка - черного цвета, хорошо поглощает солнечные лучи. Подъемную силу создает воздух, нагретый солнечными лучами. Итак, в "солнечном" аэростате - воздух нагревается не с помощью горелки, а от солнца.
В 1978 году трое американцев Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые пересекли Атлантику на воздушном шаре. При подлете к Франции шар начал терять высоту. Балласт был израсходован еще над Исландией. Все вещи стали выбрасывать за борт - баллоны с кислородом, дорогостоящие приборы, фотоаппараты и кинокамеру, одежду, бортовой журнал, рацию.
В 1981 году воздухоплавателями японцем Аски и американцами Андерсоном, Кларком и Ньюмэном на шаре "Дабл Игл V" был покорен Тихий океан.
В 1988 году в Голландии был поднят воздушный шар "монгольфьер" объемом 24000 кубометров, его 50 пассажиров размещались в комфортабельной двухпалубной корзине.
В 1995 году пилот Bill Arras существляет первый полет аэростата над Антарктидой.
В марте 1999 года после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью в 19 дней 21 час и 55 минут на аэростате "Breitling Orbiter 3" был установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета – 40 814 км. Этот рекорд установили воздухоплаватели Бертран Пиккар (Швейцария) и Брайан Джонс (Великобритания).
В июле 2002 года второй в истории беспосадочный перелет вокруг земли на воздушном шаре совершил американский пилот Стив Фоссет. На аэростате "Bud Light Spirit of Freedom" он преодолел 34 242 км за 320 часов 33 минуты.
В настоящее время Всемирная федерация воздухоплавания (FAI) проводит чредующиеся чемпионаты мира: в четные годы - для монгольфьеров, в нечетные - для газовых аэростатов.