Привязной аэростат ДАГ-2M представляет собой значительно модифицированную версию знаменитого российского аэростата ДАГ-2, сконструированного для тренировки парашютистов Горбуновым. Эта модель получила распространение после Второй Мировой войны. Во время войны около 500 000 советских парашютистов совершили свои первые прыжки с аэростатов, специально предназначенных для этой цели!
Этот замечательный опыт был взят на вооружение в 1950-ых, когда был создан ДАГ-2. Современные технологии и материалы позволили вывести модель на новый, высокий уровень безопасности и эксплуатационных качеств. Главные усовершенствования состоят в следующем:
Вместо прорезиненной хлопчатобумажной ткани оболочка аэростата изготовлена из многослойной ткани на основе полиэстера высокой прочности, обладающий уникальной способностью не пропускать гелий. Белая алифатическая уретановая пленка отлично защищает оболочку от воздействия сложных погодных условий и не подвержена обледенению.
Срок годности - 5-6 лет (в полете). Внутренняя перегородка уменьшает потерю гелия до 0,5-0,7 л/м2/24ч/1атм. С помощью технологии теплового импульса оболочка сохраняет идеальную форму и прочность. За счет легкости самой ткани, из которой изготовлена оболочка, увеличивается полезная нагрузка аэростата.
Вместо трех пневматических стабилизаторов с пассивным наполнением (с помощью ветра) используется два верхних стабилизатора, наполненных гелием и один нижний пневматический стабилизатор, который представляет собой часть баллонета с комбинированным наполнением (с помощью ветра и электровентилятора). Это позволяет увеличить внутреннее давление в оперении, что улучшает его эксплуатационные качества. Чем больше гелия в аэростате, тем больше его подъемная сила.
Вместо подвесной ременной системы из эластичной резины используется активный баллонет объемом 22% от общего объема. Баллонет включает нижний стабилизатор и дополнительный хвостовой воздушный мешок. Давление в оболочке поддерживается с помощью энергосберегающей компьютеризированной системы из двух вентиляторов, воздушных клапанов и сенсоров, при необходимости включающих и выключающих вентиляторы.
Тактико-технические характеристики ДАГ-2М |
Максимальный объем газа, м3 |
1250 |
Максимальный объем баллонета, м3 |
275 |
Длина, м |
30 |
Максимальная скорость ветра, м/с - у земли
на рабочей высоте
во время наполнения
на причальной мачте |
16
18
12
32 |
Высота, м |
8,9 |
Высота с грузовыми канатами и корзиной, м |
23,6 |
Диаметр, м |
8,56 |
Вес, кг |
380 |
Максимальная подъемная сила без нагрузки, кг |
800 |
Рабочая высота, до, м |
1200 |
Количество парашютистов |
6 |
Экипаж |
1 |
Стартовая команда |
4 |
Эксплуатация
Для наполнения аэростата требуется 10 человек. Обычно в процессе участвуют 2-4 специалиста при помощи ожидающих парашютистов. Годится стандартная серийная лебедка LVZ со стальным аэростатическим тросом диаметром 4,6 мм.
Скорость подъема достигает 5 м/с, а скорость спуска - 3 м/с. Продолжительность одного цикла составляет 20 минут, включая посадку. Таким образом, при благоприятных погодных условиях за один день можно совершить 200 и более тренировочных прыжков с парашютом.
Так как аэростат независим от наличия на аэродроме ночного старта для летательных аппаратов, планируется постоянная эксплуатация для совершения ночных прыжков.
Аэростат, являясь статическим объектом, позволит начать безопасную подготовку к B.A.S.E. прыжкам всех желающих.
Кроме того, существует интересная технология транспортировки с использованием наполненной оболочки ДАГ-2M. Обычную корзину для тренировочных прыжков можно заменить фюзеляжем легкого самолета Як-50. Нижний хвостовой стабилизатор можно свернуть и прикрепить к оболочке, а вместо него установить жесткий стабилизатор с рулями. В результате подобных изменений получается моторизованный аэростат, который условно можно назвать дирижаблем.
Такой дирижабль способен совершать полеты на расстояния до 150 км со скоростью 30-40 км/ч при хорошей погоде. Лебедка, корзина и другое оборудование следуют за аэростатом на грузовике. Вышеописанный способ транспортировки позволяет перемещать ДАГ-2м на небольшие расстояния без потери гелия.