ОТЧЕТ
о водном (байдарки, катамаран) туристическом походе
четвертой категории сложности
по Кольскому полуострову (р. Харловка),
совершенному с 15 июля по 02 августа 2000 года
1. Справочные сведения о походе
- 1.1. Краткая справка
Вид похода – водный
Средства сплава – три каркасные байдарки конструкции Жукова, один двухместный катамаран
Район похода – Кольский полуостров
Подъезд к началу маршрута: поезд С.-Петербург – Мурманск до ст. Оленегорск, автобус Оленегорск – Ревда, автомашина Ревда – Ловозеро – р. Нивка
Нитка маршрута: сплав по р. Нивка и р. Воронья, подъем по р. Уйма, ручью Поганому, волок до р. Няльмйок, сплав р. Няльмйок – Няльмозеро – Пачозеро – оз.Вундасъявр – р. Харловка – каньон – Баренцево море
Отъезд с маршрута: вертолет МИ-8 база «Харловка» – Ловозеро, автобус Ловозеро – Оленегорск, поезд до С.-Петербурга
Общая протяженность активной части маршрута 220 км
Продолжительность маршрута 19 дней
Сроки похода: 15 июля – 02 августа 2000 года
Численность группы – 9 человек
Маршрутная книжка № _44/00_
Выпускающая организация: Санкт-Петербургский Городской Туристский Клуб
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА
2.1. Выбор маршрута и подготовка к походу
Выбор маршрута определялся прежде всего желанием группы побывать в новом районе. Кроме того, финансовые ограничения исключали путешествия на самолете, а длительность отпусков ограничила срок похода тремя неделями. В результате остановились на Кольском полуострове, а поскольку большинство участников группы уже бывали на побережье Белого моря, предпочли сплав по реке, впадающей в Баренцево море. Река Харловка была выбрана, как достаточно интересная для нас в спортивном и эстетическом отношениях.
Группа в нынешнем составе сформировалась в 1999 году. Вместе мы прошли маршрут III категории на Приполярном Урале (р. Балбанью – р. Кожим – р. Левма – р. Уса) летом 1999 года и маршрут III категории в Карелии (р. Колласйоки – р. Тулемайоки) весной 2000 года.
Участники похода хорошо знакомы друг с другом. Слаженность действий в критических ситуациях неоднократно проверялась в «боевых» условиях.
Личное и групповое снаряжение прошло многократные испытания в предыдущих походах. Кроме того, известно, что однотипные суда успешно проходили маршруты V категории сложности.
Поскольку было известно, что сложность препятствий нарастает к концу маршрута и почти все определяющие категорию пороги находятся на последних 50 км, график маршрута был построен таким образом, чтобы максимально быстро пройти первые ѕ маршрута и проходить пороги без спешки и с просмотром.
Разработанный график движения удалось выдержать, поход закончился успешно и к установленному сроку.
2.2. Пути подъезда и возвращения
Из Санкт-Петербурга выехали 15.07.2000 в 00:30 поездом №185 Санкт-Петербург – Мурманск. В Оленегорск прибыли 16.07. 2000 с опозданием на два часа (по графику в 7:45). В 10:25 от вокзала уходил автобус на Ревду. Водитель пообещал в Ревде пересадить нас в ЗИЛ, довезти нас до Лавозера, а потом доставить и к реке. Рейсовый автобус до Ревды обошелся в 305 руб. на команду из 9 человек. Водителю заплатили еще 200. В принципе, на вокзале можно найти машину, которая сразу повезет куда надо (без пересадки) – дальние поезда встречает масса владельцев личного автотранспорта, желающих подзаработать.
Путь до Ревды занял 1,5 часа. Там перекидали мешки в ЗИЛовский грузовик, дали телеграмму о выходе на маршрут и продолжили путь. К 13:00 были на мосту через р. Нивку.
С выброской нам очень повезло. По плану расчитывали выходить из устья Харловки пешком через тундру вдоль ЛЭП до пос. Туманный ~90 км.
По приходе в рыболовецкую базу “Харловка”, выяснили, что на следующий день полетит в Мурманск базовский МИ-8, заказанный туристами. До Мурманска вертолет летит порожняком и, соответственно, может нас забрать.
Мурманск не принял по метеоусловиям, в результате часа 3 простояли в Рынде, куда успели долететь, после чего нас высадили в Лавозере, откуда интуристовским автобусом, доставившем туристов из Мурманска, за 300 руб. добрались до Оленегорска. Оттуда на Санкт-Петербург идет три поезда. С билетами проблем не было.
***ВНИМАНИЕ***
Начальник базы «Харловка» настоятельно просил указать, чтобы в будущем, планируя походы в этом районе, на их вертолеты не рассчитывали. Как правило, они летают с полной загрузкой. Наш рейс – случайность. Единственная возможность выхода с маршрута – пешка ~90 км по очень неровной тундре. А так же утверждал, что для посещения погранзоны на побережье Баренцова моря действительно только разрешение Мурманского погранотряда. Ещё хочеться отметить, что рыбинспектор находящийся на базе составил на группу протокол за нарушение дейтсвующих с 25 апреля 2000г. Правил любительского и стортивного рыболовства во внутренних водоёмах Мурманской области( ст. 12.4 Запрещается заниматься спортивным водным туризмом на реках и озёрах Мурманской области без разрешения разрешения «Мурманрыбвода».)
3.2. Техническое описание маршрута
Настоящее описание составлено применительно к условиям «малой воды». Для удобства маршрут в описании разделен на участки, отличающиеся по характеру препятствий. Препятствия нумеруются по ходу движения.
3.2.1. Река Нивка – Река Воронья
Длина участка 27 км. Перепад высот 2 м. Средний уклон 0,07 м/км.
Чистое ходовое время 6 часов 20 минут.
На р. Нивка сразу за мостом идут два мелких переката, которые проходятся под левым берегом (в других местах могут потребоваться проводки). До впадения в р. Воронья – 25 минут сплава. Препятствий больше нет. Воронья имеет несколько больших разливов. Ширина реки ~100 м, течение спокойное.
р. Воронья
Берега болотистые, в русле и у берегов встречаются торфяные островки, на которых можно устроить стоянку или перекус, поскольку комаров оттуда сдувает. В 3 км до устья Уймы – большой разлив, уходящий далеко направо, который мы приняли за само устье. В результате чего потратили около 1 часа на изучение географии разлива.
3.2.2. Река Уйма
Длина участка 34 км. Перепад высот 45 м. Средний уклон 1.32 м/км.
Чистое ходовое время 11 часов 40 минут.
При впадении Уймы в Воронью в русле Уймы стоит ряд высохших деревьев, по которым можно сориентироваться. Первые 1,5-2 часа подъем идет по ровной воде. Затем плесы от 200 м до 1 км начинают перемежаться порогами и перекатами от 50 м до 800 м. Суда вверх по перекатам тянем на бичевах или проводим вброд.
Подъём по р. Уйма
Подъём по р. Уйма
В порогах у берегов встречаются сливы до 70 см, усложняющие подъем. Катамаран сильно отстает. Берега сухие с высокой травой. Местами встречаются песчаные пляжи. Ловятся щука и хариус. Постепенно длина порогов увеличивается, а плесы между ними сокращаются. Примерно посередине порожистого участка слева перекатом впадает ручей Собачий.
р. Уйма - устье руч. Собачий
После двух порогов 200 м и 400 м прошли длинный плес ~1,5 км, после которого длинных порогов уже нет. Плесы перемежаются короткими локальными сливами.
Прошли брод через Уйму. В 500 м выше брода в русле Уймы – большой остров. Из правой (по течению Уймы) протоки уходит ручей вытекающий из небольшого озерца, связаного с озером Уймъявр трудно проходимой протокой берега которой густо заросли заболоченным ивняком и берёзой. Поэтому мы вернулись в Уйму. Сходили на одной из байдарок на поиск ручья вытекающего из озера Уймъявр, нашли его примерно 1,5-2км выше по течению. Ручей узкий(для катамарана) извилистый с мелкими перекатами(волок). Поэтому решили не подниматься до этого ручья, а сделали волок мимо небольшого озерца сразу в Уймъявр. Суда разгрузили и перенесли. В озеро Уймъявр впадает ручей Поганый, устье его найти не сложно, по которому продолжили подъем.
3.2.3. Ручей Поганый
Длина участка 8 км. Перепад высот 22 м. Средний уклон 2,75 м/км.
Чистое ходовое время 4 часа.
Узкий, извилистый ручей. Берега высокие, поросшие кустами. В верхнем течении каменистые перекаты перемежаются плесами 100ч200 м. Поднимаемся, пока катамаран вписывается в ширину ручья. С ручья уходим ~500 м выше забора, перегораживающего тундру в направлении, перпендикулярном ручью.
руч. Поганый становиться уже, плёсы короче
3.2.4. Переход: руч. Поганый – р. Няльмйок
Длина участка 20 км. Перепад высот 100 м.
Чистое ходовое время 20 часов 50 минут.
Идем в две ходки: заносим суда, возвращаемся – несем вещи. Первые 4 часа путь проходит вдоль Поганого ручья. Стараемся не спускаться в болотистые низины. Под ногами – карликовая береза, местами – морошка. На ночевку спускаемся обратно к ручью. Подъем от ручья происходит по той же карликовой березе, без дороги. Ориентирами при движении служит г.Полмос(376м) и большие валуны на водоразделе. Временами попадаются болота, которые не удается обходить – проходим вброд. В середине дня находим дорогу, идущую в нужном направлении через заброшенный поселок на перевал.
Поднимаемся к брошенному посёлку Полмос
Дорога начинается в болоте, где идти по ней невозможно, – идем рядом. Метров за 200 до бочек, обозначающих приближение к поселку, дорога становится сухая и твердая.
Поселок давно прекратил свое существование. Остались только водопроводные трубы и аккуратно разложенный керн пород из скважин. От поселка дорога идет через перевал и спускается вниз к истокам ручья Вундасвэйе. Лагерь ставим на высоком сухом холме на правом берегу ручья.
За ручьем на горе Полмос-Пялка установлен триангуляционный знак. От ручья идём по сухой дороге. Дорога пересекает пару заболоченных низин. В тундре – масса всевозможных птиц: от совсем мелких, похожих на воробьев, до куликов и белых куропаток. Вторая низина, долина ручья, дорога идет через болото ~400 м, затем уходит вправо на холм. Это болото преодолевали почти 2 часа. Поднявшись на холм, сошли с дороги и начали спуск по сухому склону.
Вниз к р. Няльмйок
Пройдя около 300 м внизу слева увидели лагерь геологов(на левом берегу руч.Вундасвэйе примерно километрах в трёх) в составе 3 шатров и вездехода. Еще через 500 м спуска вышли на дорогу, идущую в нужном направлении. Дорога вывела к слиянию руч.Вундасвэйе и р.Няльмйок, к отметке уреза воды 232 м.
руч. Вундасвэйе впадает в р. Няльмйок
3.2.5. Река Няльмйорк – Няльмозеро
Длина участка 41 км. Перепад высот 23 м. Средний уклон 0,56 м/км.
Чистое ходовое время 9 часов
Через 1 км сплава прошли небольшой порог струя петляет между большими камнями в русле. Следующий порог длинной 300-400 м пришлось проводить – камни стоят слишком часто. Воды не хватает. Дальше – плесы, чередующиеся короткими несложными перекатами. В русле очень много камней. Через 5-6 км берег меняется. Появляются длинные песчаные косы, пляжи по берегам. Значительно уменьшается количество камней в русле. Проходим впадение слева ручья Дикий и через 1,5-2 км останавливаемся на правом берегу перед порогом. Порог длиной 300-400 м по данной воде не проходим.
Послединй порог на р. Няльмйок
Камни в русле стоят плотно. В конце слив 1,2-1,5 м через большие валуны – крайне сложно провести. Порог обносим по тундре по правому берегу, утром. До озера ещё пара простых перекатов, встречаются большие отмели. Река расширяется и плавно с поворотом налево переходит в озеро. Озеро прошли с остановкой на длинном мысе с левого берега похожем на сапог, где устроили обед.
3.2.6. Река Харловка – Пачозеро – оз.Вундасъявр
Длина участка 39 км. Перепад высот 20 м. Средний уклон 0,51 м/км.
Чистое ходовое время 8 часов.
Первый порог на выходе из Няльмозера слышен за 100 м. По нашей воде представляет собой россыпь камней по всей ширине реки. Почти все камни торчат над водой. Выраженной струи нет. Каждый экипаж искал свои пути. Второй порог через 300 м плеса похож на первый, но имеет более или менее выраженный слив. Третий порог удивляет. Через 250 м после второго порога река упирается в гряду камней, через которую вода просто не течет. Обойдя слева остров, натыкаемся на точно такую же гряду камней, но здесь уже слышен шум падающей воды справа. Под самым островом – практически чистый (с двумя обливняками) мощный слив. Дальше плесы 200-400 м перемежаются мелкими каменистыми порогами, перекатами.
Вид на р. Харловка в сторону Няльмозера.
Среди порогов попадаются 2-3 с выраженными сливами, остальные – аналогичны первому порогу. Всего прошли около десятка порогов. На входе в Пачозеро – порог совсем другого стиля: длиной ~300 м с тремя выраженными чистыми сливами через 50 м друг от друга.
Прохождение порога перед Пачозером.
Прохождение порога перед Пачозером.
После третьего слива еще ~70 м шкуродера. Порог предварительно просмотрели. Страховку с берега осуществляли после второго слива. По озеру идем вдоль левого берега, пытаясь за длинным мысом и двумя островами скрываться от сильного встречного ветра. После второго острова ушли под правый берег и за третьим мысом справа увидели русло реки.
В протоке от Пачозера до Вундасъявр прошли три переката. В третьем перекате узкий проход с правого берега сильно петляет между камней. Озеро небольшое, но очень живописное. Река вытекает из него с поворотом налево, огибая высокую сопку.
р. Харловка между Пачозером и оз. Вундасъявр
3.2.7. Река Харловка: I-й, II-й, III-й падуны
Длина участка 22 км. Перепад высот 64 м. Средний уклон 2,91 м/км.
Чистое ходовое время 8 часов 25 минут.
После выхода из оз.Вундасъявр прошли три порога 50-100 м, разделенных плесами до 300 м. В порогах струя мощная, встречаются обливники. В конце первого порога – гряда камней, на которой, идя без просмотра, можно застрять. После третьего порога – плес ~300 м и серия несложных перекатов по 50-100 м через 30-50 м спокойной воды. За перекатами – порог с мощной струей, валами ~1 м и большими камнями в русле.
порог на р. Харловка
Через 300 м от острова начинается быстроток, переходящий в порог с полным отсутствием выраженной струи. Порог заканчивается сливом через гряду камней по всей ширине реки. С воды трудно определить, где можно пройти. Порог желательно идти с предварительным просмотром. За порогом – плес ~1,5 км. Ловятся кумжа и щука. После плеса – небольшой порог с мощным практически чистым сливом и несколько перекатов 50-100 м на небольшом расстоянии друг от друга.
Грудой камней в русле начинается 1-километровый слаломный порог. Порог с крутым левым поворотом. Просмотр с воды затруднен большим размером валунов в русле. Просмотр с берега – бесполезен из-за большой длины порога и отсутствия выраженных ориентиров.
конец 1км порога
Струя в пороге не очень мощная за исключением небольшого участка в 70-100 м, где валы до 1 м. Через 300 м после порога начинается шивера, мощность которой постепенно нарастает. Длина шиверы ~800 м. Кончается шивера скоплением обливников, за которыми скрывается I-й падун. ВНИМАНИЕ: с воды падуна не видно, очень легко упасть. Падун имеет высоту 1-1,2 м. При заходе – валы ~70 см и струя несет через обливники. По центру вода падает через гладкий камень. Под сливом мощная косая бочка. Падун проходили катамараном и одной разгруженной лодкой.
Прохождение 1-го падуна на катамаране и байдарке.
Страховку осуществляли с двух берегов спасконцами. Катамаран спустился прямо по центру падуна и тоже встал на страховку. Лодка прошла левым сливом, пытаясь спуститься перпендикулярно бочке (центральная струя падает с сильным противотоком под ней, побоялись оставить капитана под сливом). Под левым сливом видна острая скала («зуб»), над которой все бурлит, но воды для пустой лодки хватает (лодка удар почувствовала, но пробоины не получила). Груженая лодка имеет шанс «одеться» на эту скалу.
Через 200 м шкуродера за первым падуном идет следующий 1,5-2 м высотой во всю ширину реки. Много острых плит в сливе и на входе. Все суда обнесли по березовой роще на левом берегу
Ночью.
2-й Падун
В правом притоке сразу за II-м падуном ловятся кумжа и щука.
За правым притоком Некью начинается порог, потом небольшой перекат. Следующий порог – через 1 км у скалистого острова. В пороге справа от острова два выраженных слива левее больших валунов и шкуродер на выходе. Дальше – плес с небольшими мелкими перекатами. Из-за ветра плохо видны обливники. Следующий длинный порог ~500 м начинается на повороте реки у выходов красных скал с обоих берегов. В пороге два относительно чистых слива и слалом между камней. Побоялись, что порог закончится III-м падуном – пошли просмотрели. За порогом – почти сплошной быстроток среди камней. Река поворачивает направо. На правом берегу – каменистая осыпь. Берега высокие. В 150 м впереди – скалы в русле. Река спокойная. Это III-й водопад. Просмотрели с левого берега, однако на стоянку встали на правом.
Перед 3-им Падуном
В водопаде – три слива. Самый мощный – левый (по течению реки), Центральный и правый – раза в два меньше. По всем сливам поднимается семга. Высота сливов ~4 м. Внизу – огромная бочки и глубокая суводина, затем река поворачивает направо, где есть еще мелкая суводь.
3-й Падун.
Левый слив - основной.
Вид на левый слив с воды.
В среднем сливе прыгает сёмга. Правая протока.
3.2.8. Река Харловка: каньон, приток Кувшин
Длина участка 21 км. Перепад высот 85 м. Средний уклон 4,05 м/км.
Чистое ходовое время 5 часов 40 минут.
За III-м падуном начинается длинный ~800 м перекат с несколькими отмелями (в двух местах пришлось проводить лодки). После переката – сплошной быстроток до входа в каньон. Скалы с обоих берегов постепенно сходятся. Начинается небольшой перекат. Через 300 м после переката начинается 1-й порог. Просмотрели с левого берега. Порог с большим количеством камней на входе и сливом в конце. Длина порога ~200 м. 2-й порог похож на 1-й, но короче ~150 м. Между порогами еще два мелких переката. Всего в каньоне 7 порогов, похожих друг на друга. Наиболее интересен 4-й порог, который можно отличить по большому зеленому камню с левого берега на входе. В пороге – два выраженных слива с довольно плохим заходом в первый слив. После первого слива возможна чалка у правого берега для страховки и съемки. Все пороги, кроме 1-го, шли без предварительного просмотра.
Через ~400 м после выхода из каньона – короткий бурный порог ~70 м, затем еще несколько перекатов. Справа миновали приток Кувшин: воды там почти нет, но пойма большая. По берегам высокие живописные скалы, впереди большой высокий скальный остров(есть на карте) основное русло справа. Вдоль острова перекат.
После острова прошли два мощных порога, обозначенных на карте. Пороги с каменистыми заходами, мощными сливами и бочками после сливов. Пороги короткие ~70-100 м, но с падением ~2 м. Сразу после порогов встали на стоянку на высоком левом берегу перед разливом.
Начало каньона на р. Харловка.
В каньоне – плёс.
4-й порог.
4-й порог.
4-й порог.
В каньоне.
Вышли из каньона.
Справа впадает руч.Кувшин, дальше скальный остров. После него два хороших порога. Затем начало разлива перед 3-им Падуном.
Прохождение 1-го порога, после скального острова.
Порог – вид с левого берега.
Прохождение 1-го порога, после скального острова.
Прохождение 1-го порога, после скального острова.
2-ой порог, после скального острова
Прохождение 2-го порога, после скального острова.
3.2.9. Река Харловка: IV-й, V-й падуны, устье Малой Харловки
Длина участка 9 км. Перепад высот 39 м. Средний уклон 4,33 м/км.
Чистое ходовое время 4 часа.
Перед IV-м падуном ~200 м мелкого переката, затем еще ~400 м стоячей воды (течения нет совсем). Падун ~4 м с чистым сливом. Через 15 м после основного слива стоит несколько скал, одна из которых поднимается над водой на 1 м и делит поток надвое. В левой протоке навстречу друг другу бьют две отбойные струи: от скалы и от берега. Ширина протоки ~1 м. В правой протоке – прямой язык вдоль центральной скалы, в котором ясно видны подводные скалы, но воды над ними достаточно. Дальше струя упирается в скалу правого берега образуя отбойный вал около 1м. Пробный куст, брошенный в водопад, ушел в левую протоку.
Лодки обнесли на ремнях, не разгружая. Катамаран разгрузился и приготовился к прохождению. Страховку осуществляли с берега при помощи двух спасконцов. Кат нормально прошел основной слив и ушел направо, где на несколько секунд задержался в небольшой как казалось с берега бочке.
Сразу за падуном каньонный участок примерно 500м с двумя порогами. Последний V водопад (Большой Падун) – на правом повороте через 1 км. Перед падуном - стоячая вода. Можно подойти к первому сливу ближе 10 м. Падун имеет 4 ступени. Лодки разгрузили и обнесли по правому берегу. Обнос идет ~150-200 м по неудобной тропе по скалам. Катамаран прошел первый слив. Весь порог Большой Падун видимо проходим и является порогом 6-й категории сложности.
За падуном Харловку пересекает ЛЭП. Через 200 м после Большого Падуна идет серия из 4 порогов и одного переката. Препятствия короткие до 70 м, сливы мощные с небольшим количеством обливников, а в последнем пороге и перекате сливы чистые.
После плеса ~400-500 м – длинный порог с массой больших валунов в русле. Выбор траектории движения с воды крайне затруднен из-за высокой скорости движения и больших валунов, перекрывающих обзор. Порог требует предварительного просмотра. Порог заканчивается мощным сливом через обливняки, после чего идет разлив с множеством камней в русле. Справа вдоль каменистой осыпи есть еще одна протока, практически чистая, но с воды остров кажется берегом, существование правой протоки не очевидно, а левая мелкая непроходимая ( проводка).
Катамаран проходит 4-й Падун.
Первый слив порога Большой Падун (5-ый).
Первый слив порога Большой Падун (5-ый).
Заход в главный слив порога Большой Падун, возможен справа .
Последний порог перед базой «Харловка».
Чтобы попасть в правую протоку нужно пройти по отмели среди камней (возможно с проводкой). До впадения справа Малой Харловки больше порогов нет. Сразу за впадением М. Харловки на левом берегу оборудована рыболовецкая база «Харловка»: несколько деревянных домиков, электростанция и два вертолета. Сюда привозят иностранцев для ловли семги. Здесь же присутствует инспектор рыбнадзора.
Вид сверху на базу «Харловка».
3.2.10. Малая Харловка – побережье Баренцева моря – Малая Харловка
Длина участка 7 км. Перепад высот 21 м. Средний уклон 3 м/км.
Чистое ходовое время 4 часа.
От базы «Харловка» до побережья ~7 км пути по высокому левому берегу. Множество оленьих троп проходит на различной высоте от реки. Непосредственно в устье Харловки расположена часть радиорелейной связи. Берега скалистые. Во время отлива обнажается песчаный пляж.
Ночь. Баренцево море. Остров Харлов.
Баренцево море. Острова Кандалакшского заповедника.
Домой.
3.3. Обеспечение безопасности на маршруте
Безопасность в водном походе обеспечивалясь следующими мерами:
- 1. Разработка и соблюдение оптимальной тактики прохождения маршрута.
- 2. Совершенствование техники управления судами.
- 3. Подбор индивидуального спасательного и защитного снаряжения.
- 4. Обеспечение надежной страховки на маршруте.
Намеченный район путешествия и выбранный маршрут были тщательно изучены перед походом по литературе и отчетам. График движения был составлен с учетом характерных особенностей маршрута (наличие подъема против течения, пешего перехода и усложнение препятствий к концу маршрута), что позволило участникам равномерно распределить силы.
Техника управления судами совершенствовалась участниками похода в совместных менее сложных путешествиях и в ходе тренировок в течение подготовительного периода.
Защитно-спасательный комплект включал в себя индивидуальные спасательные жилеты, каски и гидрокостюмы.
При прохождении сложных препятствий применялась страховка с берега с помощью спасательных концов или комбинированная страховка в зависимости от характера препятствия. Нижнюю страховку при прохождении лодок осуществлял катамаран.
4. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
4.1. Итоги похода
Группа полностью и в установленные сроки прошла маршрут IV категории сложности по рекам Уйма и Харловка. Были пройдены все препятствия за исключением II, III и V падунов р. Харловка. Группа показала хорошую техническую подготовку и слаженность действий.
Участники, не бывавшие прежде в этом районе, получили опыт прохождения рек Заполярья. Группа познакомилась с одним из интереснейших районов страны.
4.2. Выводы
Маршрут интересен со спортивной и географической точек зрения. Сложность препятствий на реке нарастает к концу, что дает возможность постепенно привыкать к воде, оттачивать технику прохождения порогов. Маршрут может служить промежуточным этапом при подготовке к более сложным путешествиям.
Тактика прохождения маршрута была разработана верно. Реальный график движения полностью совпал с запланированным.
Рацион питания в 600 грамм на человека в день оказался вполне достаточным. Тем более, что на протяжении всего маршрута ловится рыба, можно собирать грибы и ягоды.
4.3. Рекомендации
Маршрут проходит по полностью ненаселенной территории. Только на Няльмозере нами были встречены трое саамских оленеводов.
Дров хватает на протяжении всего маршрута. Лучше использовать можжевельник, береза горит плохо. Продукты нужно полностью везти из города, хотя хорошим дополнением к рациону могут стать рыба, грибы и морошка. Лов рыбы не запрещен, при наличии лицензии.
От инспектора рыбнадзора в базе «Харловка» мы узнали, что 25.04.2000 Губернатор Мурманской области издал Указ, запрещающий водный туризм по рекам Мурманской области без соответствующего разрешения областного рыбнадзора.
Реки, впадающие а Баренцево море: Восточная Лица, Харловка, Рында и т. д. – отданы в аренду на 100 лет организаторам рыбной ловли для иностранцев и состоятельных граждан недельный тур на рыбалку стоит от 3 до 10 тысяч долларов США. Базы, подобные базе «Харловка», есть на всех этих реках. Между ними организовано вертолетное сообщение. Персонал этих баз чувствует себя на реках полными хозяевами и к туристам относится не всегда доброжелательно.
Погода во время путешествия была преимущественно сухой и жаркой, что не типично для данного региона. При подготовке маршрута нужно быть готовым к движению под дождем и при температуре 10-12˚С.
Для данного маршрута традиционным является подъем после Уймы по ручью Собачьему. Наш вариант маршрута позволяет сократить время и нагрузку при подъеме против течения, но увеличивает пешую часть маршрута на 7-8 км.