Гроту приходится работать в самом широком спектре условий плавания. Это требует от него универсальности , которая достигается его настройкой. В понятие настройки входит управление величиной и положением "пуза" , настройка формы задней шкаторины и ее угла к ветру. И хотя иногда для описания этого процесса прибегают к малопонятному теоретизированию , на самом деле с парусом при этом делают всего три вещи :
Регулируют натяжение трех шкаторин
- Регулируют форму передней шкаторины , если мачта допускает изгиб
- Управляют углом положения гика
Для начала несколько терминов , которе будут фигурировать при настройке грота.
Пузо : Величина кривизны паруса. Пузо измеряется вдоль линии, соединяющей переднюю и заднюю шкаторины паруса.
Положение пуза : точка , в которой пузо имеет максимум
Форма задней шкаторины : кривизна ее серпа
Методы достижения нужных характеристик грота могут быть разными в зависимости от правил класса , правил обмера и личных предпочтений. Основы настройки заключаются в следующем :
- Натяжение передней шкаторины : регулируется грота-фалом , оттяжкой Кэннингхэма, регулировкой гика , если имеется это устройство.
- Натяжение нижней шкаторины : регулируется грота-шкотом и рифами
- Натяжение задней шкаторины : регулируется гика-шкотом и положением каретки погона при плавании острыми курсами и оттяжкой гика при плавании полными курсами. Основное назначение троса задней шкаторины - устранение ее заполаскивания.
- Изгиб мачты : Регулируется натяжением ахтерштага , малого штага и бакштагов. Изгиб мачте также можно придать , заколотив деревяшку или кусок твердой резины в том месте , где мачта проходит сквозь палубу.
- Управление углом положения паруса : осуществляется гика-шкотом и положением каретки . Хотя их действие взаимосвязано , каждый оказывает свое действие на характеристики грота . Будет весьма полезно самим это попробовать и понаблюдать за эффектом.
Натяжение передней шкаторины
При его увеличении пузо смещается вперед , а при уменьшении - назад. Для ее натяжения следует :
- Увеличить натяжение грота-фала
- Оттянуть гик вниз
- Выбрать оттяжку Кэннингхэма
- Натяжение нижней шкаторины
При ее натяжении парус становится более плоским , а при ослаблении - полным .Для увеличения натяжения обтяните грота-шкот . Этот эффект наиболее выражен в нижней трети паруса.
Натяжение задней шкаторины
При ее натяжении она выпрямляется и парус приобретает выпуклую форму. При ее ослаблении парус приобретает "крутку".
Для обтяжки задней шкаторины надо :
выбрать гика-шкот при плавании острыми курсами
- выбрать оттяжку гика при плавании полными курсами
- для устранения ее заполаскивания натянуть ее трос
Для ее ослабления:
- потравить гика-шкот и ослабить оттяжку гика. При плавании курсом острый бейдевинд в слабый ветер каретку погона следует отодвинуть выше ДП , чтобы "закрыть" грот , но при этом держать верхнюю часть задней шкаторины отогнутой под ветер.
- ослабить ее трос
- при очень слабом ветре уменьшить эффект влияния веса гика , выбрав топенант
Изгиб мачты
Придание мачте изгиба уменьшает пузо паруса, делая его плоским . Выпрямление мачты увеличивает пузо.
Для изгиба мачты надо :
увеличить натяжение ахтерштага
- увеличить натяжение малого / среднего штага или нижних передних вант
Для ее выпрямления:
ослабить ахтерштаг и/или натянуть штаг
- ослабить малый штаг и/или нижние передние ванты
- натянуть бакштаги и/или нижние задние ванты
Прежде чем приступить к изменению формы паруса и его настройке , проверьте :
латы должны быть прямые , вставлены гибким концом вперед и задним концом плотно сидящим в кармане. Самая гибкая лата должна быть в верхнем кармане
- на задней шкаторине в районе двух верхних лат должны быть закреплены колдунчики. Неплохо, если дополнительно они будут присутствовать посредине между передней и задней шкаториной.
- проверьте настройку мачты при поставленных гроте и стакселе. Желательно иметь небольшой изгиб назад . Изгиба в стороны быть не должно.
Грот должен настраиваться в широких пределах, чтобы соответствовать силе ветра, его направлению и состоянию моря. Чтобы добиться наилучших результатов на своей яхте , полезно немного потренироваться , но всегда помня о главных принципах :
плавание острыми курсами требует более плоского паруса , нежели курсами бакштаг и фордевинд
- на волнении парус должен быть полнее , чем на спокойной воде
- при слабом ветре парус должен быть полнее, чем при сильном