Ещё относительно недавно со словом «яхта» у всех ассоциировались высокие мачты и белые паруса. Даже Большая Советская Энциклопедия даёт следующее определение: «Яхта (голл. jacht, от jagen — гнать, преследовать), парусное, моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII в. Парусные яхты делятся на крейсерские, рассчитанные на дальние плавания и гонки в открытом море, и гоночные (прогулочные) — для плавания в прибрежной зоне…»
А где же паруса?
Увы, в нашей стране за последние годы счёт изменился в пользу яхт моторных. А жаль! Моторные и парусные яхты — это не просто разные типы яхт. Это разная жизненная философия! Моторная яхта на 95% атрибут престижа и статуса. Недаром даже в описаниях этих яхт три четверти занимает описание интерьера, особенностей планировки, дизайнерских изысков и т.п. Многие такие яхты вообще редко покидают марину, исполняя роль плавучей виллы. Можно сказать, что моторные яхты — это выбор прагматиков, людей, ценящих время, для которых важен результат, а не процесс. И притом — не стеснённых в средствах. Моторная яхта, способная пересечь Атлантику, как правило, должна иметь длину не менее 40 метров и соответствующий бюджет на топливо. А скоростные глиссирующие яхты ещё более «прожорливы» — 50-футовая яхта с двигателями мощностью 1500 л.с. сжигает около 300 литров соляра в час. То есть переход в 100 миль обойдётся около 1000 евро. На самолёте, пожалуй, дешевле…
А для движения парусника не требуется горючее, ветер бесплатен и дует везде. Правда, не всегда. Собственно говоря, чисто парусные яхты в наши дни сохранились только в спорте. Все прочие имеют подвесной или стационарный вспомогательный двигатель, но, конечно, они не могут конкурировать в скорости с глиссирующими яхтами. Поскольку круизные парусные яхты движутся в водоизмещающем режиме, их максимальная скорость зависит от длины корпуса и в среднем составляет 6–10 узлов. Их главной движущей силой по-прежнему остаются паруса. Основные достоинства парусной яхты — мореходность и автономность. А ещё, если можно так выразиться, демократизм. Даже относительно небольшая 7–8-метровая яхта способна совершать трансокеанские переходы и противостоять сильным штормам. Кругосветное плавание В.Гвоздева на 5,5-метровой лодке — хорошее тому подтверждение. (Но не пример для подражания! — Прим. автора).
Недостаток парусных яхт — на острых курсах они ходят под креном. Хотя многие яхтсмены считают это скорее достоинством, добавляющим адреналина.
Наиболее популярный и эффективный тип парусного вооружения сегодня — «бермудский шлюп» или тендер, хотя есть немало сторонников двухмачтового вооружения. Поскольку общая площадь парусности распределяется между двумя мачтами, каждый парус становится меньше и, следовательно, легче в управлении. Двухмачтовые яхты имеют больше возможностей в настройке парусов, но проигрывают в скорости на острых курсах. Для яхт больших размерений выбор двухмачтового вооружения иногда диктуется чисто конструктивными соображениями. Есть также всяческие экзотические конструкции. Существует и немало приверженцев традиционных яхт. Это обычно деревянные яхты с гафельным вооружением. Безусловно, они красивы, но уступают своим более современным стеклопластиковым или алюминиевым сёстрам и в скорости и в обитаемости.
Парусные яхты меньше моторных подвержены качке, поскольку паруса и плавниковый киль играют роль стабилизатора. На моторных яхтах уменьшение качки достигается за счёт применения сложных, громоздких и дорогостоящих систем, которыми могут похвастаться далеко не все суперъяхты. Однако высокая мореходность диктует жёсткие конструктивные ограничения, и поэтому парусные яхты уступают моторным в объёмах жилого пространства и комфортабельности обстановки. Впрочем, парусные и моторные яхты длиной свыше 60 футов уже вполне сопоставимы по уровню обитаемости и комфорта. Причём парусные суперъяхты, пожалуй, даже престижнее моторных. Судите сами: стоимость одной недели аренды спущенной на воду в прошлом году парусной мегаяхты Mirabella — самой большой одномачтовой яхты в мире — 250 тысяч долларов. Это дороже, чем на самых прославленных моторных яхтах, но очередь знаменитостей, желающих отдохнуть на борту «Мирабеллы», уже расписана на годы вперёд.
Большое достоинство парусных яхт — бесшумность. Даже самая тщательная звукоизоляция на моторной яхте не может полностью избавить от шума и вибрации мощных дизелей. А на парусной яхте слышно только журчание обтекающей корпус воды. И как бы ни изощрялись дизайнеры моторных яхт, благородное изящество упруго выгнутого паруса доставляет настоящее наслаждение истинному эстету. Помните: «Нет ничего красивее танцующей женщины, скачущей лошади и чайного клипера под всеми парусами»?!
Словом, парусные яхты это выбор романтиков, людей, влюблённых в море, философов и созерцателей по складу ума и борцов по характеру. Потому что управление парусником — искусство в какой-то степени мистическое, требующее умения понимать стихию, чтобы успешно противостоять ей. И именно поэтому многие находят парусный спорт столь увлекательным. К сожалению, в нашей стране его приверженцев не так уж много, даже меньше, чем было во времена развитого социализма. Некоторые считают, что всё дело в климате и недостатке подходящих акваторий. Не могу с этим согласиться. К примеру, в Германии или Финляндии, не имеющих выхода к тёплым морям, количество парусных яхт в сотни раз больше, стоит выехать на любой достаточно большой водоём в выходной день, чтобы убедиться в этом. Статистика утверждает, что почти каждая английская семья владеет лодкой, а многие — даже и не одной. И лодки эти не только для рыбалки и пикников. Они путешествуют по всем морям и океанам планеты. Можно пройтись по любой марине мира (ну, почти по любой, наши пока не в счёт), чтобы сделать любопытное наблюдение. Как правило, везде преобладают яхты под местным флагом. А на втором месте — флаг английский. Недаром Британия была «владычицей морей». Если судить по яхтам, похоже, она ею и остаётся. А новозеландцы? Такое впечатление, что добрая половина населения этой небольшой страны занимается строительством яхт, а четверть вообще переселилась на яхты. Причём на парусные.
Откуда берутся парусные яхты
Сегодня парусные яхты производят сотни верфей. Так же, как и у яхт моторных, существуют бренды более дорогие и престижные, такие как Wally, Oyster, Nautor Swan, Halberg Rassy, Tryntella, Moody, и массовые — Bavaria, Beneteau, Jeanneau, Dufour, Hunter. За последние годы конструкция парусных яхт и технология их изготовления претерпели значительный прогресс. Яхты стали гораздо надёжнее, комфортабельнее, проще в управлении и дешевле. Распространённая некогда спартанская простота и аскетизм ныне сохранились только на гоночных яхтах. Системы для закручивания парусов, эффективные автопилоты, спутниковая навигационная система сделали управление яхтой и навигацию значительно легче и безопасней. Именно поэтому увлечение парусом во всём мире стало столь массовым.
Что же собой представляет современная парусная крейсерская (круизная) яхта? Давайте рассмотрим это подробнее на примере Bavaria 50 Cruiser — флагмана немецкой верфи Bavaria, с достаточно характерными для яхт этого класса оборудованием и планировкой.
Парусные яхты баварских корабелов пользуются заслуженной популярностью благодаря высокому качеству изготовления, отличным ходовым характеристикам и разумной цене. Эта 15-метровая яхта имеет просторный салон и 4 или 5 двухместных кают. 5-каютную версию предпочитают чартерные компании, для которых желательно иметь как можно больше спальных мест. 4-каютный вариант имеет значительно увеличенную носовую каюту, рассчитанную на владельца яхты, с широкой двухспальной кроватью, вместительным гардеробом, туалетным столиком и отдельным входом в гальюн. Гости располагаются в двух двухместных каютах в кормовой части (каждая со своим санузлом). Все три санузла оборудованы душами и умывальниками с холодной и горячей водой и прокачными унитазами. Помещения, и без того просторные, кажутся ещё больше, благодаря обилию зеркал. Ещё одна гостевая каюта по левому борту имеет двухэтажные койки, особо любимые детьми. Салон занимает самую широкую часть корпуса и впечатляет своими размерами и отделкой. Благодаря двум большим панорамным окнам салон превосходно освещается естественным светом. За большим обеденным столом с логотипом Bavaria могут свободно разместиться десять человек. Напротив находится камбуз, оборудованный двойной мойкой из нержавейки, двухконфорочной газовой плитой с духовкой, двумя холодильниками, по желанию может быть установлена микроволновая печь. Большое количество всевозможных шкафов, ящиков, открытых и закрытых полок позволяет с удобством разместить великое множество мелочей, необходимых для уюта и комфорта. У входа в каюту располагается святая святых — штурманский стол, за которым капитан прокладывает курс яхты. Здесь же находится комплект навигационных приборов Raymarine ST-60.
Дублирующие индикаторы установлены в кокпите перед штурвалами, которых на Bavaria 50 два. Наличие двух штурвалов удобнее для рулевого при ходе с креном и при швартовке, а также обеспечивает удобный проход из кокпита на купальную платформу. Все снасти для управления парусами проведены в кокпит, так что не требуется выходить к мачте, что бывает непросто сделать в штормовых условиях. Посередине кокпита установлен раскладной стол со встроенным посередине ледником, для напитков и посуды. На купальной платформе имеется трап для подъёма из воды и душ с пресной водой, чтобы сразу смыть с себя морскую соль. Палуба, кокпит и купальная платформа покрыты нескользким и не гниющим тиковым настилом. Якорь поднимается электрической лебёдкой, скрытой под палубой.
Парусное вооружение — «бермудский шлюп» 9/10 с площадью парусности 130 кв. метров. Грот и стаксель, изготовленные известной фирмой Elvstrom, закручивающиеся, а любители гонок могут установить грот со сквозными латами, гоночные паруса, оснастку для спинакера, съёмный внутренний штаг и даже более тяжёлый свинцовый и более глубокий (2,1 м) киль.
А когда нет ветра, новейший дизель Volvo-Penta D5-75 мощностью 75 л.с. позволяет яхте развивать вполне приличную скорость 8 узлов. Запасы топлива (320 л) и пресной воды (750 л) достаточны для дальних походов. А если установить опциональный дизель-генератор мощностью 3,8 кВт и обогреватель Webasto Air Top 5000, то комфорт на борту будет совершенным.
Впрочем, 50-футовая яхта хороша для открытого моря, а для путешествия по внутренним водам лучше приобретать яхту поменьше — футов 30-37, иначе мачта просто не позволит проходить под многочисленными мостами. Но в модельном ряду Bavaria, так же как и у большинства других производителей, имеются яхты самых разных размеров, и подобрать необходимое не составит труда и за весьма разумную цену.
Что касается стоянки парусной лодки, то годится далеко не любая марина или яхт-клуб. Прежде всего требуется достаточная глубина у пирса: осадкой парусные яхты превосходят моторные. Кроме того, должны быть соответствующие средства для подъёма килевой яхты на берег, лучше всего travel lift, а также возможность демонтажа и хранения мачты и площадка для ухода за парусами. Если говорить о подмосковных клубах, то, к сожалению, большинство отдаёт предпочтение элитным моторным яхтам. В качестве одного из приятных исключений можно назвать яхт-клуб «Аврора», где, кстати, и я сам когда-то впервые шагнул на палубу яхты. В большинстве зарубежных клубов и марин с сервисом для парусных яхт всё в порядке, ведь они обычно составляют большую часть пришвартованных судов.
Так что если вы влюблены в паруса, в любой части света найдёте единомышленников. Людей, раз и навсегда заболевших «парусной болезнью». Если вы ещё не больны ею, срочно познакомьтесь с ними, она очень заразна. И, к счастью, почти неизлечима!