Активный отдых Сервер активного отдыха
Навигация
·Рейтинг сайтов

·Главная
·Форум
·Клуб
·Корпоративный отдых
·Активный отдых
·Детский туризм

горы
·походы Крым
·походы Украина
·альпинизм
·горные лыжи
·горные походы
·скалолазание
·сноуборд
·треккинг, походы

вода
·байдарки
·виндсерфинг
·дайвинг
·катамаранинг
·каякинг
·рафтинг
·яхтинг

земля
·велотуризм
·дальние страны
·геокэшинг
·диггерство
·конный туризм
·лыжный туризм
·пешие путешествия
·собачьи упряжки
·спелеология

город
·гимнастика
·ролики
·скейтбординг
·фитнес

научно-познавательный туризм
·археология
·зеленый туризм
·история
·эзотерика
·экологический туризм
·этнографический туризм

охота и рыбалка
·охота
·рыбалка

достопримечательности
·необычное
·Карпаты
·Крым

·Польша
·Украина
·Чехия

полезное
·снаряжение
·школа выживания
·дикорастущие растения
·кладовая природы
·советы туристу
·кухня, питание
·медицина
·библиотека туриста

фотогалерея
·фото природы
·фотообои зима
·фотографии гор
·фото цветов
·фото животных
·фото лошади
·фото дельфинов

страны мира
·погода в разных странах
·флаги стран мира
·валюты стран мира
·столицы стран мира
·языки разных стран
·климат стран мира

разное
·пассажирские перевозки
·байдарки Харьков
·прогноз погоды Украина
·каталог ссылок
·байдарки Украина
·архив новостей
·фотогалерея
·достопримечательности
·написать администратору
·опросы
·рекомендовать нас

·поиск по новостям
·карта сайта

Поход на Байкал
"Клуб Активного Отдыха" организует пеший поход
по Байкалу, хребет Хамар-Дабан

Сроки проведения
июль 2010

Программа похода
Обсуждение на форуме

Активный отдых, туризм, поход Крым, пассажирские перевозки

Сплавы на байдарках и катамаранах по 250 грн. в день

Статьи, книги

Чайникова страница ...или "всё, что Вы хотели знать о водном походе, но боялись спросить"
Автор - Михаил Афанасенков (Москва)

Чайникова страница ...или

Кто Вы?

  • Вы слышали, что на байдарках в Карелии - это здорово, но не пробовали. Вам-сюда!
  • Вы пробовали, но как-то неудачно - почитайте, может что-то не то делали или не туда и не с теми ходили?
  • Вы давно и успешно ходите - вряд ли Вам здесь будет интересно. Не судите строго, а лучше поищите полезные ноу-хау...

Кто я?

Я почти семь лет ходил чайником в резиновых сапогах на непролеенном Таймене в брезентовой палатке. Потом друзья меня несколько раз сводили в спортивные походы и я увидел "как надо". С тех пор я уже больше десяти лет хожу "как надо" и все чаще обращаю внимание на чайников, которые упорно продолжают совершать одни и те же ошибки. Причем не все из них мазохисты - некоторые просто НЕ ЗНАЮТ КАК. Я попытался изложить опыт своих четырех десятков походов, может это поможет этим некоторым :-) ?

Disclaimer (отмазка)

  • Автор не претендует на оригинальность. Многое из изложенного банально и хорошо известно. Многое есть в Сети.
  • Автор не гарантирует, что если Вы исполните все дословно, Вам будет счастье :-)
  • Сей труд писался урывками и мелкими кусками. О единстве стиля и настроения не может быть и речи.
  • Вся невольная реклама производителей и продавцов снаряжения неоплачена. Автор не принимает претензий от их конкурентов или недовольных клиентов.
  • Автор не гарантирует полного раскрытия темы по большинству вопросов.
  • И так далее (см. любое лицензионное соглашение при инсталяции почти любой программы, особенно бета-версии).
Маршрут

О соответствии...

Разделы "маршрут", "группа" и "снаряжение" на самом деле сплетены в тесный клубок, распутать который трудно. Главная идея - все компоненты этого клубка должны СООТВЕТСТВОВАТЬ друг другу. При этом не важно, с чего начинать - искать ли группу под маршрут, искать ли маршрут под снаряжение и так далее. Можно делать это в произвольном порядке, важен конечный результат.

Поэтому сами определитесь, от чего в этой троице отталкиваться и подберите остальное. Типичные примеры "правильных" и "неправильных" цепочек:

Исходная предпосылка
"Правильные" цепочки
"Неправильные" цепочки
Безумно хочется именно на ЭТУ речку (скажем, рыбак слышал про её богатства или фотограф слышал про её красоты и т.п.) Собственный опыт недостаточен - пытаемся присоединиться к опытной группе матросом...
Опыт и группа есть, но судно не то - покупаем соответствующее судно или просим напрокат...
Опыта недостаточно - все равно сколачиваем группу таких же чайников и идём. Авось проскочим...
Судно неподходит для этой реки и опыта экипажа - тем не менее идём - "не покупать же новое!"
Хочется пойти именно в ЭТОЙ группе (компании) Исходя из слабейших участников подбирается сложность маршрута. Если проблема в снаряжении, то либо докупается новое, либо еще упрощается маршрут. Кто-то в группе хочет на некую реку, остальным все равно - туда и идут. Невзирая на сложность и недостаточный опыт/снаряжение.
Есть именно ЭТО снаряжение и менять его нет средств/желания Подбираем маршрут под ЭТОТ опыт/снаряжение, затем пытаемся сформировать группу под него...
Ищем и присоединяемся к группе идущей на подходящий по сложности маршрут
Идём куда попало или куда позвали...

О сложности и категориях (т.н. КС)

Практически во всех отчетах и даже рекламах турфирм встречается классификация маршрутов и порогов по шестибальной шкале, так называемая "категория сложности". При этом нигде не сформулировано что именно имеется в виду. Порассуждаем на эту тему...

Итак, сначала о порогах. Вроде бы интуитивно понятно: 1КС - несложный перекат, 6КС - смертельно опасное водное месиво. Ну и 2-5КС - промежуточные ступеньки между ними. Но не всё так просто. Оказывается часто опасные пороги не сложны, мощные пороги неопасны, простые перекаты рвут лодки хуже мощных сливов и так далее... Попробуем разобрать основные характеристики порога в отдельности (терминология моя, не ищите её в отчётах):
  • Техническая сложность. Сложный порог предполагает осознанные действия экипажа, повороты, маневры, реверс, удержание крена и т.п. Очевидно зависит от типа судна. Сложность не обязательно связана с опасностью, мощностью, необходимостью просмотра и пр. Типичный контрпример - длинная мелкая шивера для Тайменя. Если судно пролеено, опасность невелика, просмотр тоже бесполезен, но чтобы "чисто" пройти, не вылезая на камни, нужно хорошо маневрировать и читать воду.
  • Необходимость просмотра. Не зависит прямо от сложности и опасности, зависит только от "геометрии" порога и типа судов. Если правильная линия движения очевидна с воды, просмотр не нужен (так называемые "струйные" пороги - идешь "по струе" и гребешь вперед). Или наоборот, если линия движения многовариантна и сложна настолько, что ее тяжело и бессмысленно запоминать с берега (та же мелкая длинная шивера) - осмотр так же малоэффективен. Единственное чем косвенно влияет опасность порога на необходимость просмотра - возможная расстановка страховки/видеофотосъёмки и определение порядка следования судов. Как правило требуют просмотра все антропогенные препятствия (мосты, плотины, заколы, лотки), НЕЗАВИСИМО от их сложности. Если движение воды и расположение камней в русле подчиняется строгим физическим законам и потому хоть немного предсказуемо, то расположение гвоздей в брёвнах непредсказуемо абсолютно :-) !!!
  • Проходимость порога - вероятность оверкиля при ПРАВИЛЬНОЙ работе экипажа. Зависит от типа судов.
  • Терпимость порога - вероятность оверкиля при ОШИБКАХ экипажа. Зависит от типа судов.
  • Опасность порога необходимо разделять на
    • Вероятность повреждения судна при УСПЕШНОМ прохождении порога. Зависит от судна.
    • Вероятность повреждения судна после оверкиля. Зависит от судна.
    • Вероятность телесных повреждений или смерти экипажа после оверкиля. В том числе за счет попадания в следующий порог, завал и пр.
    • Возможность эффективной страховки (сильно влияет на предыдущие две вероятности).
  • Мощность порога. Некое произведение расхода воды на крутизну падения... По моему личному мнению сама по себе значения не имеет, проявляясь лишь через упомянутые выше параметры (сложность, опасность и пр.). Однако, судя по многочисленным отчетам, бурление белой пены, как правило, производит впечатление на их авторов и заставляет повышать КС...
И все эти параметры еще сильно зависят от уровня воды в реке, который в мае и в августе совсем разный... А автор отчета в уме, часто подсознательно, складывает это все и выводит диагноз - ХХ категория сложности. При этом приоритеты у всех авторов разные - один напирает на опасность, другой на технику, третий на мощность и т.д. И все читают и строят планы - "двоечки без просмотра пойдем, троечки посмотрим, а четверочки обнесём". И ошибаются. И хорошо ещё если обносят то, что могли бы идти. Хуже если пытаются идти то, что ПРИ ДАННОЙ воде и ПРИ ДАННОЙ группе лучше бы обнести.

К чему это я всё? Нет, я не призываю заменить одну цифру в отчете сложным тензором параметров (каждый в зависимости от судов и уровня воды) - это нереально. Просто при чтении отчетов обращайте внимание НЕ ТОЛЬКО на КС, но и на другую, косвенную, информацию - фотографии, дневники, словесные описания, пытаясь применить это на СВОИ суда и СВОЙ опыт. И не поддавайтесь "магии цифр" - в моём последнем "детском" походе наибольшие неприятности (группе в целом) принесла безымянная шивера категории 1 - день ремработ одного из экипажей. При этом "троечки" особых проблем не вызвали.

Теперь о КС реки в целом. В совсем старой ("советской") системе категорию реки определяло два основных фактора - категория её препятствий и длина реки. Видимо, при том советско-брезентовом снаряжении и советско-дефицитных продуктах пройти лишние 30-50 километров было действительно проблемой :-) Теперь, когда за разрядами уже никто не гонится, разумно, по-моему, НЕ УЧИТЫВАТЬ длину. Ну, а про сложность порогов мы уже говорили выше.

Что есть в Карелии

Полностью отсканированная двухкилометровка Карелии у меня здесь.

Маршрут
Примерная сложность ("байдарочная")
Длина (ход.дни)
Что почитать
Краткая характеристика
Кутижма-Шуя
1-2
1-2
Симпатичный ручеёк с нетронутой природой, затем полноводная Шуя с мощными валами и даже одним настоящим порогом (Б.Толли), очень удобным для катания и тренировок.
Рекомендуется начинающим и "детским" группам.
Сяпся-Шуя
1-2
2-4
Живописное Сямозеро, болотистая перекатистая Сяпся, затем полноводная Шуя с мощными валами и даже одним настоящим порогом (Б.Толли), очень удобным для катания и тренировок.
Рекомендуется начинающим и "детским" группам.
Поньгома, Кузёма, Воньга
2
6-11
Три РАЗНЫХ маршрута, но во многом похожих - мелководные шиверы и перекаты.
Не рекомендуются в сухое лето и непролеенным "каркасникам".
Кереть
2
5-10
Кроме шивер, три-четыре полноценных порога (3кс), выход в море и возможность отдыха на островах. В сухое лето в Керети вода еще есть, в отличие от её соседей - Куземы и Ко, Беломорской Шуи.
"Универсальная" речка.
Шуя Беломорская
2-3
4-7
Мелководная, каменистые порожки и шиверки в больших количествах. Есть несколько труднопроходимых порогов.
Не рекомендуется в сухое лето и начинающим "каркасникам".
Умба
3
8-12
Пара полноценных порогов, неудобных, однако, для катаний, в остальном достаточно ровный "фон" (шиверки-перекатики), большое озеро, вода как правило имеется. Проблемы с рыбнадзором - регулярно закрывается для туристов.
"Универсальная" речка, но с недостатками.
Охта
3
8-12
"Классика жанра". Каждый найдёт что-то интересное, вплоть до самых опытных (они будут кататься на Кивиристи).
"Универсальная" речка.
Чирка-Кемь
3-
7-10
ИМХО слабее Охты. Сложный порог всего один и легко обносится. Хороша для детских и отдыхательных походов, т.к. очень живописные берега, пляжи, хорошие стоянки и дары природы...Годится для любых судов (разве что на катамаранах явно скучновато и тяжело при встречном ветре...)
Уксунйоки
3
3-5
Относительно спокойная в целом, но в конце 4 мощных Падуна (легко обносимы начинающими).
Рекомендуется смешанным группам при разумном руководстве: "спортсмены" идут всё, а чайники и дети главные пороги обносят. В результате всем интересно.
Писта
3+
6-9
Мощные и "однородные" пороги струйного типа (нет чересчур сложных, но и простых немного).
Рекомендуется в сухое лето, когда большинство других речек превращается в шкуродер. Не рекомендуется чайникам, особенно на каркасных байдарках.
Тумча
4
8-10
Мощные пороги (3-5КС) разделены плесами и при желании легко обносимы. Большинство труднопроходимых порогов безопасны. Наиболее опасен Первенец - прохождение выходной шиверы перевернутым каркасным судном оказывается для него последним.
Рекомендуется смешанным группам при разумном руководстве: "спортсмены" идут всё, а чайники и дети главные пороги обносят. В результате всем интересно.
Кутсайоки
5
9-12
Очень красивые места в районе водопадов. Жёсткие, "взрослые" пороги (4-5КС) не оставляют шансов каркасным судам (КНБ, Таймени и иже с ними). Очень спортивно на Егере/Скауте (на пределе этих лодок). Интересно на кат-2, но опыт обязателен. Почти безопасно на кат-4.
Рекомендуется "спортивным" группам, однозначно НЕ рекомендуется чайникам.

Прочее...

Сейчас уже мало кто помнит вполне разумное требование МКК: руководитель похода N категории должен иметь опыт Nу+ (N-1)р - т.е. участия в N и руководства N-1. Большинство участников должны иметь опыт (N-1)у и менее трети участников - (N-2)у.

Маршрутки почти никто нынче не оформляет, слово МКК многим незнакомо, но разумность этого требования осталась. Не спешите! Успеете еще пройти и 3-ку, и 4-ку... Прохождение сложной речки без опыта приводит либо к обносам, либо к ремонтам. Ни то, ни другое не доставит вам большой радости...

Группа

В любом случае нужно помнить о "соответствии".

Присоединение к знакомой группе

Это наилучший вариант. Кто-то из ваших знакомых замолвит за вас словечко и возьмет с собой. С одной стороны, основная часть группы, очевидно, имеет опыт, что повышает вероятность успешного и безопасного похода:; с другой стороны, вы кого-то из них знаете, что снижает психологическое напряжение. Как правило, повышают ваши шансы быть принятым в группу следующие обстоятельства:

  • Собственное судно и снаряжение, особенно "лишнее" (например, двухместное судно, а Вы - один).
  • Умение петь/играть на гитаре и наличие оной.
  • Умение ловить/чистить/коптить рыбу и наличие удочек и прочего рыбацкого арсенала.
  • Умение хорошо фотографировать и наличие приличной фотоаппаратуры.
  • Наличие видеокамеры.
  • Вы - симпатичная особа прекрасного пола (срабатывает не всегда).
Если Вы - один, и не подходите под вышеуказанные пункты, можно попробовать сначала найти себе матроса (напарника) с камерой (удочками, фотоаппаратом и пр.) и потом уже парой проситься в группу.

Перед окончательным согласием и сдачей денег на билеты обязательно нужно уяснить два основных момента (кроме сроков и маршрута, разумеется): цель (стиль) похода и смета похода. Они не должны сильно противоречить вашим желаниям и возможностям. Цели могут быть разными, например "спорт", "рыба", "грибы-ягоды", "заквасить на природе", "оттянуться с девушками", "выгулять детей" и их всевозможные комбинации. В зависимости от целей будут выбираться стоянки, проходиться пороги, планироваться днёвки и так далее.

Присоединение к незнакомой группе

В Сети и турклубах можно разместить или прочитать объявления и влиться в незнакомую группу. Этот вариант хуже предыдущего тем, что вы никого не знаете и вас никто не знает, отсюда могут возникнуть непредвиденные психологические проблемы. По возможности постарайтесь заранее сходить с группой на выходные в лес или хотя бы на полдня - встречаться первый раз на вокзале перед походом всё же неосмотрительно.

Как правило, повышают ваши шансы... (далее по тексту предыдущего варианта, с этих слов и до конца)

Создание своей группы

Можно создать группу самому из своих знакомых (таких же чайников). В этом случае с психологическими проблемами всё будет в порядке, но на первый план вылезут проблемы тактико-технические. Желательно или иметь в группе хотя бы одного водника с опытом (и сделать его адмиралом), или выбрать максимально простую речку, желательно не сильно удалённую от цивилизации.

Если группа формируется заранее, имеет смысл разузнать, нет ли в окресностях какой-нибудь школы НТП или турклуба и походить туда. Лишние знания не повредят...

Коммерческие группы

Неплохой вариант знакомства с байдаркой если нет своего снаряжения, а друзья-водники отсутствуют (или с собой не берут).
Разумеется, моральный климат в "коммерческой" группе не тот что в "настоящей". Но все равно это лучше, чем валяться на пляже на берегу тёплого грязного водоёма :-) Получив первый опыт, Вы уже осознанно купите (или не купите) себе судно и будете выбирать группу/маршрут.

Снаряжение

Примерный список "что брать с собой"

Список без комментариев, его удобно распечатать перед сборами и зачеркивать по мере упаковки (не все пункты берет каждый участник - что-то делится между всеми, что-то вообще не берется на некоторые речки или суда...). Комментарии и рекомендации - в следующих разделах...

Сплавное
Ремнабор
Дом
Кухня
Аптечка
Гигиена
Фото/Кино
Прочее
Шмотки
Судно

Весла

Фартук

Юбки

Надув-
нутости

Веревка

Гидро-
мешки

Гидро-
штаны

Гидро-
куртка

Пояс

Спасжилет

Каска

Кеды

Заплопасти

Граната

Клей резиновый

Клей ПХВ

Резина

ПХВ (теза)

Шкурка

Нитка-
иголка

Плоско-
губцы

Стропа вязочная

Ножницы

Палатка

Коврик

Спальник

Сидушки

Общест-
венный тент

Каны

Топор

Пила

Спички

Таганок

Половник

Растопка

Ферри

Тряпка/губка

Скатерть

КЛМН

От простуды

Жаропони-
жающее

Желудочное

АктивУголь

Бинт

Пластырь

Крем

Йод

Перекись

Марган-
цовка

ТуалБум

Полотенце

Мыло

Паста

Щетка

Шампунь

Расческа

Салфетки влажные

Ф-аппарат

Фото-
пленки

Камера

Видео-
пленка

Аккуму-
ляторы

Компас

Лоция, Каpта

Деньги

Билеты

Паспорт

Блокнот

Ручка

Часы

Ксивник и/или напузник

Список погранцам (Адмиралу)

Комарин

Сплавной комплект

Земной комплект

Спальный комплект

Нако-
марник

Трусы

Носки

Судно

Если уже есть судно (например от родителей или приятели дают напрокат), но вы на нем не ходили, совершенно необходимо подготовить его к походу - вытащить на ближайшую воду, собрать, проверить комплектность, "текучесть". Зашить и заклеить дырки. Для непролеенных каркасных судов - пролеить (кроме походов по ровной воде). (Лея - длинная заплатка, наклеенная вдоль участков шкуры, изнутри соприкасающихся с каркасом.)

Если судна нет, предстоит нелёгкий выбор среди многих возможных вариантов. Рассмотрим основные типы судов, доступных в продаже.

Название
Где купить
Характеристика
Комментарии
Каркасная байдарка ("Таймень" и его потомки), или КБ В "Просторе2000", в "Агентстве Венгрова", во многих других местах... Как правило, открытая дека с отдельным фартуком и юбками. Таймень - толстая резиновая шкура, его потомки - более легкие шкуры из тезы. Вес от 40кг (Т-3 старого типа) до 20кг (современные потомки). Цены - 300-400 долларов. Достоинства: высокая ходкость по ровной воде и против ветра. Неплохая вместимость для семейного туризма. Недостатки: дырявится об камни на порогах, ломается при оверкиле в мощных порогах, и то и другое особенно характерно для неопытных экипажей. Вывод - хороший выбор для гладкой воды, озер, несложных порогов, для семейного туризма с детьми, рыбалкой и пр. Плохой выбор для порожистых рек, особенно для начинающих.
Каркасно-надувная байдарка, или КНБ В "Просторе2000", в "Агентстве Венгрова", во многих других местах... Между "железом" и шкурой проложены баллоны, что уменьшает повреждения от камней и позволяет облегчить шкуру. Как правило, закрытая дека и юбки - более герметичная конструкция. Вес 20-25кг. Цены 400-500 долларов. Достоинства: высокая ходкость, высокая маневренность и управляемость, меньшие повреждения от камней. Недостатки: меньшая вместимость, меньшая комфортность, при оверкиле в мощных порогах ломается. Вывод: хороший выбор для несложного спортивного похода 2-3 КС без детей и собак. Плохой выбор для: гладкой воды и семейного туризма - из-за вместимости и комфортности, сложных походов 3-4КС (с эл.5) - из-за "ломкости".
"Скаут" В "РафтМастере" - у производителя. Вместительная, надежная и ремонтопригодная конструкция из прочной шкуры и пяти легких баллонов (три донных, два основных). Жесткость обеспечивается давлением в баллонах - каркас отсутствует.Вес 25кг. Цены 600-800 долларов в зависимости от комплектации. Достоинства: нечему ломаться, чрезвычайно трудно порвать, огромная грузоподъемность, комфорт, проходимость (до 4КС с элементами 5). Недостатки - плохая ходкость на ровной воде и против ветра. Выводы: универсальный выбор для любого похода и компании, кроме длинных озерных маршрутов.
"Щука" У автора конструкции - Михаила Чернецкого. Небольшая легкая бескаркасная лодка оригинальной конструкции из современных материалов. Типа маленького "Скаута", но без донных баллонов. Бывает 1-2-3-4 местной. Для нормального автономного похода экипажа из N человек нужна N+1 -местная. Вес около 10кг (2-ка) и 13-15 (3-4ка). Цена 240-300 долл (2ка и 3ка соответственно). Достоинства: низкий вес, не ломается, не дырявится, достаточно ходкая (близко к КНБ). Недостатки: из-за отсутствия упоров и высокой посадки недостаточная устойчивость в порогах 3-4КС. Небольшая вместимость. Выводы: идеальное судно для походов с пешкой, особенно с большим кол-вом женщин и детей. Единственное спортивное судно, реально позволяющее 10-20 километровые волоки, что может быть важно заядлым рыболовам. Хороший выбор практически для любого не очень сложного (до 3КС) карельского похода при невысоких доходах (почти втрое дешевле Скаута). Плохой выбор для сложных рек (от сильной тройки и выше), впрочем, справедливости ради, при некотором опыте и Щурус ходится :-).
"Ласточка" - Не советую. Вполне заменяется "Щукой". По свойствам напоминает "Щуку", но на порядок менее ремонтопригодна, т.к. балон и шкура объединены. Разрыв оболочки в походных условиях заклеить практически невозможно - воздух под давлением стремится отодрать заплатку (в отличие от "баллоно-шкурной" Щуки, где заплатку прижимает к шкуре) - Ласточка травит, соответственно теряет жесткость и плавучесть.
Катамараны В "Просторе2000", в "Агентстве Венгрова", в КрасномСолнышке , у Михаила Чернецкого (для Карелии) и в других местах... Два легких баллона в прочных чехлах сигарообразной формы укреплены на раме. Иногда раму вяжут на месте из дерева. Достоинства: устойчивость, проходимость, вместимость, грузоподъемность. Недостатки: низкая ходкость на плесах и против ветра, слишком высокая для Карелии проходимость - скучно. Выводы: хороший выбор для людей, не любящих острых ощущений, ценящих надежность, спокойствие и комфорт (напоминаю, речь о Карелии), особенно начинающих с кучей маленьких детей. Плохой выбор для длинных озерных маршрутов и для спортивно настроенных людей.
Каяки - Одноместное идеальноуправляемое маленькое судно. Достоинств масса. Недостаток один, но для начинающего настолько существенный, что я не рассматриваю это судно подробно - на каяке ходить надо уметь. Поэтому его покупают только те, кто точно знает что и зачем им нужно. Не чайники, одним словом.
При выборе КБ или КНБ обязательно требуйте фирменной пролейки, не покупайте непролеенную шкуру! Потом купите пару полиуретановых ковриков и положите их на дно между каркасом и шкурой. Число дыр резко уменьшится.

Для совсем начинающих я бы все же рекомендовал Скаут и Щуку. Научиться "читать" воду сразу невозможно, поэтому даже на несложных шиверах каркасные лодки огребают немеренное количество дыр, не говоря уже про оверкили и "галстуки" в порогах. На ремонт уходит гораздо больше времени, чем выигрывается на ходкости по плесам.

Выбор между Щукой и Скаутом сводится к четырем основным параметрам:

  • Вес. Чем более физически силён экипаж, тем ближе к Скауту. Чем более женско-детский - к Щуке.
  • Цена. Тут все понятно. Некоторые на Скаут и за полгода не зарабатывают...
  • Сложность реки. Хотите 3КС и выше - Скаут. До 1-3КС - Щука. Тут, правда есть два противоположных эффекта: 1) аппетит приходит во время еды и 2) на одной и той же речке (скажем, Писте) Скауту будет скучновато, а на Щуке адреналина полные штаны :-).
  • Комфорт. Безусловно, в Скауте, особенно с кингстоном, багажным отделением, фартуком и банками, существенно комфортнее. И сидеть, и вещи грузить, и влезать, и многое другое. Это и неудивительно (при вдвое большем весе и втрое большей цене).
Советы владельцам "Егерей" (а значит и "Скаутов"), написанные пару лет назад, переехали сюда.

Снаряжение для сплава

Весла - для начала пойдут дюралевые, дешевые. Я уже 16 лет использую и не жалуюсь :-). Для КНБ и Щуки их рекомендую немного укоротить, распилив серединку (если она без сужений на краях) или лопасти (в противном случае). Смысл в том, чтобы не задевать друг друга лопастями при несинхронном гребке.

Фартук (если предусмотрен) - нужен не только на порогах, но и на больших озерах. В 1990 году на Сямозере за день до нашего старта утонули двое на Таймене. Не было фартука, начался ветер - наплескало и утопило. До берега не доплыли (спасжилетов тоже не было).

Юбки - если предусмотрены и взят фартук.

Надувнутости. Для КБ обязательны! Любые надувные игрушки, бревнышки, мячики. Должны быть привязаны! (см. выше Сямозеро-90).

Веревка - капроновая, несколько мотков разного диаметра. Пригодится и на чалку, и на обвязку, и вещи привязывать, и белье сушить. Еще тент натягивать. И многое другое...

Гидромешки (они же гермомешки) - не меньше трех по количеству и 120-150 литров по суммарному объему на человека, завязки к ним (если нужно). Наиболее надежны на "протекание" мешки из "чернухи", которые можно заказать в КрасномСолнышке. Горловина перекручивается и завязывается резиновым бинтом или веревочкой. Недостаток - низкая механическая прочность (нельзя кидать на берег, волочь по земле, забивать в байдарку ногой). В этом отношении лучше мешки "с ремешками", которые дёшево делает М.Чернецкий. По соотношению цена/качество очень неплохие мешочки, однако при частых оверкилях и заплывах чернуха предпочтительнее. Удобно иметь несколько разных размеров, и упаковвывать по принципу "когда понадобится". Скажем, рюкзаки - к концу похода. Еда - на следущем дежурстве. Шмотки - вечером. Ремнабор и фото - в любой момент (т.е. отдельный маленький мешочек снаружи). Часто размеры мешков жестко ограничиваются судном (КНБ, Щука, каяк) - учитывайте это при их покупке.

Гидроштаны - "сухие" (резина) или "мокрые" (неопрен). Нужны не только на пороги, но и на плохую погоду,а также для удобной посадки-высадки. Из сухих порекомендую чернушные от КраснаСолнышка. Выбор между сухими и неопреновыми: в сухих хорошо в холодную и/или дождливую погоду, но при редких оверкилях (в жару потеешь и промокаешь, при оверкиле протекаешь). В неопрене хорошо при частых оверкилях или в теплую погоду. Неопрен дороже. Поверх гидроштанов полезно надевать капроновые - для защиты резины от веток и камней. Еще лучше в капроновые штаны вшить спереди полоски пенки (коврика), но это для 3КС и выше.

Гидрокуртка - в простых случаях нужна "от дождя". В порогах - от валов. Еще нужна капитану при встречном ветре (льёт с весел). Может быть резиновой (рекомендую опять же чернуху от КраснаСолнышка), неопреновой или легким пропитанным капроном. В последнем случае проверьте заделку рукавов - нужны плотные манжеты. Преимущества и недостатки примерно те же, что у штанов. В неопрене хорошо часто киляться и в жару приятней. В холод, но при редких килях приятнее чернуха. Капрон быстро протирается и спасает только от дождя.

Пояс - неопреновый "похудательный" на липучке - для "сухого" гидрокостюма. Герметизирует чернушную гидру. Продается в спортивных магазинах. При низком риске оверкиля можно просто подпоясываться (изнутри - штаны, поверх - куртка, поверх - пояс). При высоком лучше сделать "закатку" - горловину штанов и подол куртки сложить краями вместе и скатать в трубочку, а поясом туго замотать поверх.

Спасжилет - обязательно! Неважно, насколько хорошо вы плаваете. В холодной воде, протёкшем гидрокостюме, получив камнем или бревном по голове плавается совсем не так, как в плавках в бассейне...И еще: нужен он не только в порогах. На озерах - не меньше (см. выше Сямозеро-90). Вообще очень мало случаев, когда его можно не надевать (типа спокойный плес + жаркое солнце + до ближайших порогов час + на борту нет детей + все вещи привязаны etc.) Жилеты бывают пенковые и надувные. Для Карелии я предпочитаю надувные (меньше места занимают в рюззаке), делает их среди прочих и КрасноСолнышко. К жилету по всем канонам полагается стропорез в ножнах. Возражать не буду, но ни разу не встречал лично случаев его экстренного применения. Важнее не оставлять в судне болтающихся веревок.

Каска - любая, в т.ч. хоккейная. Нужна если есть пороги или нависающие кусты/бревна/мосты.

Кеды - сплавные, дешевые - на гидрокостюм (т.е. на размер больше). Едут весь поход мокрыми, каждый вечер сушить их - пустая трата времени. К неопрену нужны еще неопреновые носки. На мой взгляд пара кеды+носки не хуже чем неопреновые "ботинки каякера", зато дешевле и универсальнее (носки можно под сухую гидру весной надевать). Даже в жару нельзя ходить пороги босиком!!! Можно сильно повредить ноги об камни. Не годятся и всяческие босоножки. Лучше кондовые советские (теперь почему-то чаще китайские) кеды.

Запасные лопасти от весел - серединку можно вырубить на месте. По паре лопастей на экипаж в среднем достаточно. Полезно потренироваться не выпускать весло при оверкиле.

Граната (он же спасконец) - если есть пороги. Желательно по одной на экипаж. Дешевый вариант - самодельная, из веревки, пенопласта и карабина. Мешочек из капрона может сшить любой :-). Более дорогой вариант - фирменная граната с яркой плавающей веревкой. В сложных местах с быстрым течением очень себя оправдывает. Продается в Октопусе, Просторе и других "водных" местах.

Ремнабор - нужен на каждом судне свой. Практика группового реммастера в Карелии себя не оправдывает. Подробнее:

  • Клей резиновый - для шкуры, баллонов, гидромешков, гидрокостюмов в случае если они из резины. Купить можно в КрасномСолнышке.
  • Клей для ПХВ - для оболочки, иногда для баллонов и гидромешков (нерезиновых). Купить можно там же.
  • Резина - та же что клеить придется (тонкая для баллонов/гидромешков и толстая на шкуру. Обычно в комплекте. Обрезки чернухи попробуйте попросить в том же КрасномСолнышке - она хорошо приклеивается к любой резине.
  • ПХВ (теза) - на оболочку или на некоторые виды гермомешков/баллонов. Просите обрезки при покупке соответствующего снаряжения.
  • Шкурка - мелкая, немного. Желательно водостойкая. Есть в хозяйственных.
  • Нитка-иголка - капроновая рыболовная леска-веревочка. Не должна рваться руками. Иголка - не слишком маленькая, а то сломается. Очень удобны хирургические иглы (полукруглые), если есть возможность их достать.
  • Плоскогубцы - только каркасным судам. Обязательны! В некоторых случаях без них лодку не собрать/разобрать, особенно после намотки на камень.
  • Стропа вязочная - только каркасным судам. При любых поломках каркаса, недостающие части заменяются деревянными, а крепится все это по системе "вязок и круток". Для тех кто не знает: скрепляемые детали один-два раза обматываются толстой стропой, затем она связывается прямым узлом,чтобы получилась свободная петля. В эту петлю одним концом вставляется небольшая палка-"крутка", а другой конец начинают крутить. Петля превращается в восьмерку. Крутим дальше до упора, затем привязываем длинный конец крутки к ближайшей детали каркаса тонкой веревочкой (можно "бантиком"). На удивление жесткая конструкция получается.
  • Ножницы - можно небольшие или в ноже. Чтобы вырезать заплатки.
Сплавной комплект шмоток - это тонкий поларовый или шерстяной костюм ПОД СУХУЮ гидру (трусы/плавки тоже лучше поларовые или шерстяные) или просто капроновые плавки ПОД МОКРУЮ. Кроме этого, НА гидру - тонкий капроновый костюмчик, чтобы не дралась. Если неопрен "безрукавный" - хорошо под него "водолазку" из тонкого полара.

Снаряжение для берега

Палатка - для Карелии любая годится. Оптимальны полусферические ("Тумча", "Слерра", "Лотос"). Распределение по палаткам проводится заранее, чтобы понять сколько и каких нужно и кто их берет. Если есть возможность, хорошо иметь в одной палатке целое число экипажей (один или два). Тогда на воде она у них же и едет, они же отвечают за ее сухость и пр. Продаются в туристических магазинах, в т.ч. в Октопусе.

Коврик - ижевский полипропиленовый. По одному на нос.

Спальник - синтепоновый. У старых промышленных спальников делали "холодные" швы - посмотрите на просвет. "Звездное небо" - не годится.

Сидушки - кусочки полипропиленового коврика с резинкой. Необязательны, но сидеть у костра приятнее, чем стоять, а на мокрых бревнах без них не посидишь...

Общественный тент - один или два на группу. Просто обшитый прямоугольник из легкой пропитанной ткани. Продается. Середина закрепляется двумя способами - или под нее ставят весло с каской - "ЦК" (центральный кол), или протягивают высокую веревку между деревьями - "конёк". Вешают недалеко от костра. Многие современные палатки можно даже под ним устанавливать (чтобы не мокли при расстановке), а затем относить на свое место.

Каны - от двух до пяти на группу. Общий литраж должен быть на 2 л. больше, чем по литру на нос. Два больших обычно удобнее четырех маленьких. К примеру, на 10 человек имеем 10+2=12=7+5 - т.е. семилитровый и пятилитровый (стандартный комплект).

Топор - один или два на группу. Если есть пила, лучше иметь два РАЗНЫХ -один маленький но острый, а второй - большой с длинной ручкой - чурки колоть.

Пила - или отечественная двуручка (можно облегчать, можно ручки усовершенствовать), или буржуйский Sandvik 24 дюйма и больше (полотно лучше провозить отдельно). Для маленькой группы в места, богатые сухими дровами, можно и вообще не брать.

Спички - обязательны КАЖДОМУ, причем одни должны ехать в герме со шмотками, а другие желательно иметь на себе в непромокаемом виде. Это может быть микрогермоксивник (купите у Чернецкого), или баночка от фотопленки, замотанная скотчем.

Таганок - желателен. Можно заменить крючьями (и искать каждый раз рогатины) или тросиком. А лучше взять и то, и другое.

Половник - один на группу. Можно лёгкий тефлоновый.

Растопка - кусочки оргстекла, сухой спирт или ветровые спички (как бенгальские огни). В небольших количествах обязательны. Легко заменяются резиновым клеем, если его не дефицит.

Ферри - отлейте в маленький флакончик, один на группу. Отлично отмывает каны и жирные тарелки.

Тряпка/губка - для посуды - одна на группу.

Скатерть - кусок капрона или клеенки - чтобы раскладывать хлеб, сыр, сладости и прочее не на земле.

КЛМН - кружка-ложка-миска-нож - у каждого свои.

Аптечка - одна на группу плюс у каждого по личным болячкам. Комментариев почти не требует, кроме крема. Особенно важен для холодной погоды - руки мазать на ночь. Иначе от весел и воды кожа быстро трескается.

Гигиена - тоже все понятно. Два ноу-хау - жидкое мыло и влажные салфетки. Ж.м. как мылится, так и смывается в ЛЮБОЙ воде в отличие от обычного, которое в мягкой речной не отмоешь, а в морской - не намылишь. А влажные салфетки особенно девушки оценят, кто еще не пробовал :-)

Фото-Кино - тут у кого что есть.

Компас - по крайней мере один в группе должен быть. Если предстоят большие озера или море - лучше по одному на судно.

Лоция, Каpта - у Адмирала.

Деньги,Билеты,Паспорт - у каждого.

Блокнот,Ручка - желательны, по крайней мере чтобы записывать телефоны и адреса местных водителей и потом присылать их мне :-)

Часы - желательны у всех. Обязательна хотя бы пара на группу (одни могут остановиться, намокнуть и пр.)

Ксивник и/или напузник - желателен. Удобно носить там документы, деньги, нож и спички. В капроновый напузник на молнии можно засунуть микрогермик от Чернецкого.

Список погранцам - Адмиралу (если нужен).

Комарин - в смысле репеллент. Удобно сочетание карандаша и аэрозоля. Карандаш экономнее для рук, а аэрозоль удобен для одежды.

Земной комплект шмоток - то в чем на берегу ходят, учитывая возможный дождь. Лучше много тонких/легких вещей, чем мало толстых - легче комбинировать по погоде и быстрее сушить. Универсального рецепта не дам, могу перечислить что я беру: плавки простые, плавки поларовые, футболка хб, брюки хб, тонкая анорачка хб, поларовая кофта, куртка и брюки из мембраны (ceplex, simpatex), поларовые носки, турботинки (гортексовые). ВСЁ! Наличие хлопка в "гардеробе" позволяет заниматься костром или просто у него греться, чего категорически не советую в поларе и мембранках - быстро дырявятся искрами.

Спальный комплект шмоток - тонкий шерстяной/поларовый костюмчик, шерстяные носки. Бережется до последнего чтобы спать сухим.

Накомарник - полезная вещь для каждого, особенно в начале лета.

Питание

Меню и продукты

Я придерживаюсь трехразового питания, с горячим обедом. При хорошей организации горячий обед занимает не более полутора-двух часов. При этом, как правило, он совмещается с мелким ремонтом судов, осмотром порогов и пр. Экономия часа ходового времени мне не кажется достаточным основанием для порчи желудков холодными перекусами...

Завтрак - сладкая молочная каша с маслом и изюмом/курагой, чай, сыр, шоколад, хлеб. Обед - суп, хлеб, лук, колбаса/бекон, чай, сникерс. Ужин - каша/макароны с тушенкой, лук, хлеб, чай, сладости. Теперь подробнее о каждом компоненте...

Продукт
Норма на 1 чел.
Рекомендации и примечания
Тушенка
100г/раз
Не экономьте, берите тушенку ИЗ МЯСА, а не соевую. См. Юрина...
Рис, гречка, пшено
100г/раз
Рис и гречка идут как на завтрак, так и на ужин. Годятся почти любые. Пшено - на завтрак. Бывает очень грязным - не стоит брать второй сорт...
Пюре
60-70г/раз
Последнее время появилось много отечественного. На плохое пока не нарывался. Неплохо зарекомендовало себя Фортрекс (Питер) - уже с молоком.
Манка
40-50г/раз
Варить надо умеючи, но я очень люблю. Хорошо сочетается с любыми сухофруктами.
Макароны
125г/раз
Лучше мелкие (короткие) - спиральки, рожки и т.п., из твердых сортов зерна. Длинные, спагетти и паутинки плохо перемешивать с тушенкой.
Бекон с/к (раньше брали сало)
50г/раз
Категорически рекомендую ОДНУ марку - венгерскую нарезку RINGO в вакуумной упаковке. Бывает 225 и 500 грамм. Гарантированно доживает до конца похода, при этом вкусна и нарезана мелко - удобно делить. Ходим с ней уже больше трёх лет. В "детском" походе лучше заменить колбасой (см. ниже).
Колбаса с/к
50г/раз
Не спутайте с полукопченой и варенокопченой. Берите хорошую, твердую. Дорого, но зато не испортится. Во "взрослом" походе можно заменить беконом (см. выше).
Сладости
50-60г/раз
По большому счету годятся любые нешоколадные (шоколад и сникерсы описаны отдельно) - печенье, вафли, халва, пряники, помадки, мармелад, зефир... Но УДОБНЕЕ всего везти и делить следующие:
  • "Крепыш" - ирис тираженный от "Красного Октября". Упакован как сникерсы, по 60г. Легко делится (нарезан кубиками). Фактически это щербет с орехами.
  • Пряники тульские прямоугольные в индивидуальном целлофанчике.
  • Вафли "Лесная быль" или "Лесная ягода" (по разному называют) - тонкие квадратные с густым вареньем. Лидер среди вафель по "выживаемости". Если купили на вес россыпью - не поленитесь переложить одна-к-одной, как карты в колоде.
  • Халва в пластиковых корытцах ("Лада", "Дружба" и пр.). Если складывать фольга-к-фольге, относительно успешно доезжает. Легко делится в отличие от весовой халвы.
Не рекомендую:
  • Печенье, весовые пряники - крошатся.
  • Весовая халва, кос-халва, ойло и т.п. - невозможно делить.
  • Сушки - большой объем при низкой калорийности.
Сникерсы
30г/раз
Калорийнее и прочнее других подобных. Оптом существенно дешевле (я беру коробками сразу на все летние походы).
Шоколад
20г/раз
Оптимален стограммовый "Альпен Голд" - недорогой, не крошится, легко делится, и при этом есть можно. Мы обычно берем зеленый (ореховый). "Краснооктябрьский" "правильный" шоколад конечно чуть вкуснее, но ломается на куски ТАКОЙ формы, что поделить это никак не получается, и при этом он почти вдвое дороже.
Супчики
0.5 пакетика/раз ("литрового")
Очень рекомендую "Борщ" от "Русского продукта". Нажористая вещь. Берите его смело на каждый третий день. Остальное можно поделить примерно поровну между гороховым (Русский продукт), вермишелевым с мясом ("Петух" от Подравки) и любым другим "толстеньким" (более 60-70г/л). Не советую супов-пюре - они "тонкие" и не сытные. К тому же ОЧЕНЬ чувствительны к ошибкам приготовления.
Сыр
30г/раз
Оптимален Эдам-Шар в парафине (Голландия). Твердый, хорошо хранится, мало мнется.
Молоко сухое
20г/раз
Раньше был один лидер - "Фернлиф", но изчез. Пока боюсь советовать конкретное - много неопробованного. Главное, чтобы было натуральным (не соево-кукурузным) и "быстрорастворимым" (не комковалось в любой воде). Если пюре у вас без молока, считайте его тоже за "раз".
Хлеб
150г/день (без учета усушки)
Приведена цифра по "сырому" хлебу. Обычно первые 3-4 дня его и едят. Далее - сухари. Поэтому некоторую часть хлеба нужно засушить (от 0 до 90% в зависимости от продолжительности похода). Рекомендую для этих целей "Бородинский". Обычно буханка режется на 24 кусочка, а горбушки отрезаются заранее и не сушатся. При сушке в духовке лучше НЕДО чем ПЕРЕ. Учтите что буханка - это не килограмм а 600-800грамм (взвесте!).
Чай
10-15г/день
Очень рекомендую Ахмад (Orange Pecoe или Ceylon BOP1 / FBOPF ). Оптимальны 250г-ые картонные пачки (зеленые такие с оранжевой полосой сверху). Да, есть фирмы/сорта дешевле. Но сэкономить не получится. Чтобы получить пристойный вкус/запах/цвет более дешевого чая нужно 15-20г/день как минимум. А Ахмада хватает три щепотки на полный кан и с Керети-2000 мы привезли чуть ли не треть его обратно, несмотря на дневки...Но 250г рюкзак не утянут, а вот НЕХВАТКА чая - дело всегда печальное.
Сахар
100г/день
Без учета диетиков и ягод. Первые (не пьющие сладкого чая) уменьшают эту цифру. Вторые при заметных количествах (черника, малина) - увеличивают.
Соль
10г/день
Включает жарку рыбы в умеренных количествах. При жарке промышленных количеств рыбы и грибов, и, особенно, при засолке рыбы нужно брать дополнительные количества.
Масло топленое
10г/день
Найдите килограммовое КВАДРАТНОЕ ПЛАСТИКОВОЕ белое корытце "Австрия" (В слове буква А большая стильная...). На удивление удобная упаковка - после вскрытия практически не течет и легко едет без загидривания. В кашу. Для жарки лучше взять растительное отдельно.
Сухофрукты
20г/день
В основном, изюм и курага. Лучше почище (пусть и подороже), т.к. мыть в походе не всегда удобно, а вымытое заранее и непросушенное испортится. Для разнообразия можно брать и сухие бананы.
Лук репка
10-20г/день
Норма очень зависит от вкусов. Бывает большой избыток, бывает нехватка. Лучше заранее опросить. В среднем, мужчины чаще едят, а женщины и дети чаще отказываются.
Кетчуп
15г/день
Рекомендую Балтиморовские "Адмирал" и "Монарх", перелитые из стекла в пластик. Опять же "дорогие", но они того стоят. Для любителей острого желательно взять маленький флакончик соуса-чили отдельно.
И, наконец, для ленивых - готовый калькулятор раскладки. Должен быть разрешен ява-скрипт.

Составление и распределение (собственно "раскладка")

Этим занимается завхоз. Сначала из планируемого кол-ва дней определяем количество каждого блюда. К примеру на 12 дней берем на завтрак 3 гречки, 3 риса, 3 манки и 3 пшена; на ужин 4 пюре, 4 макарон, 2 риса и 2 гречки; и на обед 4 борща, 4гороховых, 2 вермишелевых и 2 щей. Дальше, исходя из норм, указанных выше в таблице, определяем общее число продуктов на поход. Это удобно делать в Excel. Колонки: название, норма, кол-во раз (или дней) за поход, кол-во на 1 чел, кол-во на N человек.

Потом добавляем запасной день - облегченный, из продуктов не требующих варки (пюре, колбаса, сладости и т.п.). В нормальном случае это съедается в поезде по дороге обратно. А в экстренном - в лишний день или вместо утопленных.

А вот дальше есть несколько принципиально различных подходов

  1. По дежурствам. Наиболее распространен. Каждый экипаж берет целое число готовок на всех. Их везут, их же и готовят на своем дежурстве. Достоинства: каждый пакует и покупает под себя - никаких претензий к цене и качеству, никакой перепаковки на стапеле. Недостатки: неудобно пересчитывать при изменении состава, неудобно считать при сложном разнокалиберном составе экипажей (не всегда справедлива пропорциональность веса/стоимости и числа дежурств), необходимость разыскивать большое число мелочей, кое-что все равно не делится (например, килограммовая упаковка топленого масла и т.п.).
  2. По весу с компенсацией денег. Каждый продукт дается одному экипажу из рассчета примерно равного веса на лицо, причем до среднего веса "добивают" сухарями. Цены каждый записывает и в поезде покупавшие дешевые продукты (крупы, хлеб, сахар) компенсируют затраты покупавшим дорогие (общую сумму затрат делят на всех и каждый вносит или забирает разницу своих затрат и "средних"). Затем на стапеле все сваливают в кучу и завхоз раскидывает все по дежурствам. Достоинства: удобно покупать одно-два наименования вместо двух десятков, можно купить оптом (дешево), легче пересчитывать при изменении состава. Недостатки: необходимость перепаковки на стапеле, необходимость запоминать цены, ленивый и "богатый" при покупке в супермаркете может вызвать всеобщее недовольство ценой при рассчетах, т.е. экономные, купившие дешего оптом ничего с этого не имеют и "обдираются" купившими дорого.
  3. По весу и нормативной стоимости. Мой любимый - я его сам придумал и пользуюсь уже давно. Делается только в Excel, на калькуляторе не справиться. Подробности ниже, а вкратце каждый экипаж (группа) как и в предыдущем случае получает небольшое число продуктов, но суммарные нормативные ("типичные") стоимости делаются одинаковыми на душу населения, как и веса. Никаких дальнейших денежных компенсаций. На стапеле перепаковка. Достоинства: те же что и в предыдущем случае, плюс возможность участникам самим выбрать из пары время/деньги при покупке. Недостатки: перепаковка на стапеле и некоторые умственные усилия завхоза при составлении. У меня последний раз (с набитой рыбой) ушло меньше часа.
Моё личное мнение: при однородных экипажах (например, все попарно) и с устойчивым составом (маловероятно добавление/отказ участника), особенно если число дней нацело делится на экипажи логично выбрать первый способ. В остальных случаях рекомендую третий. Во втором все равно приходится деньги в поезде считать, а перед этим всех напрягать с вспоминанием цен. А в третьем народ получает только количества и покупает где и почём хочет. Особенно хорош третий способ для экипажей, разнородных по составу, физическим силам и материальному положению. Можно при расчетах использовать поправочные коэффициенты, давая "льготы" как по весу, так и по деньгам (детям, инвалидам, безработным, несущим много общественной снаряги и пр.), причем независимо (т.е. может быть тяжело, но дешево и т.д.).

Чуть подробнее о третьем способе. Заводим в Excel таблицу с упомянутыми выше пятью колонками. Следующей колонкой за количеством пишем "типичную" цену продукта (не супероптовую, но и не супермаркетную, у жены спросите ;-)). Следующей колонкой будет групповая стоимость - произведение двух предыдущих колонок. Кстати теперь можно отсортировать по ней и увидеть самый затратный продукт. Обычно это колбаса и тушенка. Дальше на каждый "экипаж" (строго говоря не экипаж, а "финансовую группу" - те кто вместе покупает, у меня на Толли это как-то было 10 человек из 25 всего состава - работают они вместе и покупали централизовано. Может быть и ОДИН человек, т.е. по каким-то причинам в одном экипаже капитан и матрос покупают раздельно.) заводим по ДВЕ колонки - количество и сумма. В сумму вписываем формулу - количество умноженное на нормативную цену. У последнего экипажа в количество вписываем формулу - групповое количество минус все количества предыдущих экипажей. Далее сверху над именем экипажа пишем два коэффициента - весовой и денежный. В простейшем случае по единичке на человека. Над групповыми количествами и суммами пишем формулу - сумму соответствующих коэффициентов (в простейшем случае они равны числу людей в группе). Теперь снизу суммируем групповые количества и суммы оператором суммы. Под суммами пишем формулу - частное от суммы и верхнего коэффициента над соответств. колонкой - это средний вес и стоимость на "лицо" (в кавычках, т.к. "лиц" может быть дробное число). Дальше суммируем все экипажные колонки (пока в них нули кроме последнего). Под суммами (пока нулевыми) пишем формулу - средний вес или сумма на лицо умноженный на соответствующий коэффициент ЭТОГО экипажа - это т.н. "справедливый" вес и цена, к которой должны стремится суммы по данному экипажу. Под "справедливыми" суммами пишем формулы - разность реальной (пока нулевой) суммы и "справедливой" (т.е. "невязка"). И, наконец, под всем этим - частное от деления невязки по сумме на невязку по весу. Это "средняя цена нехватающего продукта". Подготовка рыбы завершена. Теперь начинаем раскладывать. Берем произвольный продукт и пишем его кому-нибудь, при этом у всех экипажей суммы начинают расти, а у последнего-падать. При этом нужно смотреть за невязками и пытаться их свести к нулю (примерно). В этом и поможет частное невязок - посмотрите на ее название. Продукт именно такой цены уменьшит невязки СИНХРОННО. Например, Вы написали весь чай одному экипажу и оказалось, что невязка по деньгам почти ноль, а по весу велика, т.е. их частное меньше даже самого дешевого продукта. Значит, чуть уменьшим у них чай до тех пор пока частное не станет разумным - скажем, 8 рублей. А это как раз цена хлеба - вот и суньте им хлеба до обнуления невязок. Правда, именно хлеб я стараюсь раскидывать поровну, т.к. сушить его - работа, и иногда несправедливо всю ее скидывать на одного. Для вышеприведенного примера это означает, что нужно еще чуть уменьшить чай до частного невязок в 15 рублей, и добить вес крупами и сахаром.

Я думаю, принцип ясен. Что делать с коэффициентами - тоже понятно. Женщина с двумя детьми не донесет столько же сколько три мужика, так что физически сильным и не несущим общественного снаряжения можно добавить к единичке несколько десятых в весовом коэффициенте, а детям, людям с отслоением сетчатки, женщинам и пр. - убрать несколько десятых. С деньгами аналогично, но тут вопрос более тонкий и философский - решать Адмиралу или даже всей группе. Как правило, вопрос о месте работы и зарплате не стоит, а вот о малых детях... Я обычно решаю это сам в каждом конкретном случае, особо не афишируя для участников.

Важное дополнение - когда будете сообщать раскладку участникам, желательно указывать расход НА РАЗ для правильной упаковки (к примеру, "рис 5кг на три раза"). При самом составлении это тоже желательно учитывать и по возможности не дробить по "полраза" - тогда проще будет перепаковвывать на стапеле.

Материал взят на сайте http://www.skitalets.ru



7912 Прочтено

Остальные материалы раздела Статьи, книги
  • Плавать без потерь
  • Водный туризм для чайников
  • Категории в водном туризме
  • Река с «безобидным» именем «Песчаная»
  • Плавать без потерь
  • "Полезные" советы начинающим туристам-водникам

  • Каяки в Харькове


    Активный отдых
    Горячий актив Клуба
    Клуб Активного Отдыха

    Контакты
    +38 (067) 724-52-13
    +38 (057) 750-62-79
    info@activeclub.com.ua

    activeclub В КОНТАКТЕ

    Корпоративный отдых
    О корпоративном отдыхе
    Корпоративный отдых на байдарках


    Сплавы на байдарках и катамаранах

    график сплавов 2020

    июнь
    байдарки
    06.06 - 08.06.2020
    Северский Донец

    20.06 - 21.06.2020
    Оскол

    июль
    катамараны, рафтинг
    10.07.2020
    Северский Донец

    24.07 - 25.07.2020
    Рось

    август
    байдарки
    03.08 - 05.08.2020
    Ворскла

    17.08 - 18.08.2020
    Северский Донец

    24.08 - 25.08.2020
    Оскол

    Дальние походы

    Кавказ, горный поход, Приэльбрусье
    23 августа - 3 сентября 2010


    Кавказ, восхождение на Эльбрус горный поход

    Кавказ, горный поход, Домбай

    Алтай, горный поход

    Байкал,
    хребет Хамар-Дабан,
    пеший поход



    Активный отдых

    Сплавы на байдарках по 250 грн. в день


    Реклама
    Обслуживание свадеб, экскурсий. Деловые поездки, отдых. 18 мест
    Микрофон, TV, DVD, кондиционер, мягкие кресла.
    Для членов "Клуба Активного Отдыха" - скидки !
    тел.: (057)755-63-28
    моб.: (067)506-24-04

    Наш опрос
    Я предпочитаю:

    альпинизм
    велопоходы
    водные походы
    горные лыжи
    дайвинг
    конный туризм
    лыжный экстрим
    научно-познавательный туризм
    охоту и рыбалку
    парусный спорт
    пешеходные походы
    спелеопоходы



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 1478
    Комментариев: 5

    Поход на Кавказ
    Горный поход
    по Кавказу, Приэльбрусье, август 2010

    Сроки проведения:
    23 августа - 3 сентября 2010

    Программа похода
    Обсуждение на форуме

    Логин
    Логин

    Пароль

    Секретный код: Секретный код
    Повторить код

    Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

    Услуги выездного тира в Харькове, стрельба из лука и арбалета

    При использовании любых материалов с этого сайта прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Внимание! Автором "Клуба Активного Отдыха" может стать каждый!
    Присылайте свои заметки, новости, рассказы, статьи, отчеты, фотографии по адресу admin@activeclub.com.ua
    Ваша информация будет рассмотрена и размещена на клубном сайте.




    ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых
    Copyright © 2006 - 2015 "Клуб Активного Отдыха"
    При использовании любых материалов с сайта Клуба Активного Отдыха - прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Copyright © IFrin 3dpixel.ru CG-Inside
    Сайт создан на основе системы © PHP-Nuke распространяемой по лицензии GNU/GPL license.
    Открытие страницы: 0.03 секунды и 60 запросов к базе данных. Время запроса к БД: 0.011599