Основы
Овладев основами катания, вы будете постоянно стремиться к совершенствованию своей техники, чтобы получить возможность расширить «географию» катания и улучшить его стиль. Однако не стоит относиться к этому слишком уж серьёзно, ведь, в конце концов, главное в вашем новом увлечении — удовольствие, которое вы от него получаете.
Далее при описании выполняемых маневров мы будем пользоваться определениями «внутренняя» и «внешняя» лыжа. Это повсеместно применяемая горнолыжниками терминология.
Внутренняя лыжа — та, что при совершении поворота оказывается выше по склону, а внешняя — та, что находится ниже по склону.
Соответственно, то же самое означают термины «верхняя лыжа» и «нижняя лыжа», то есть верхняя лыжа — то же, что внутренняя, а нижняя – то же, что внешняя.
Таким образом, при правом повороте ваша правая лыжа становится внутренней, или верхней, а левая — внешней, или нижней. При левом повороте все наоборот.
Еще важнее запомнить то, что все повороты в горных лыжах выполняются с помощью внешней лыжи.
Принципы движения на горных лыжах
Разумеется, в процессе спуска вы не будете думать о теоретических основах лыжной техники. Чтобы кататься успешно, вы должны применять эту технику автоматически. Современные лыжи с глубоким боковым вырезом способны состоятельно выполнять за вас большую часть работы, и прежде всего при поворотах, главной составляющей горнолыжного спуска. Вспомните: спортсмены-горнолыжники едут с горы по прямой главным образом во время соревнований. Любители лыж любого уровня подготовки целыми днями лишь выписывают повороты вдоль (или поперек) воображаемой линии падения. В этом они видят вызов своим возможностям, от этого получают удовольствие.
В производство эффективно поворачивающих лыж вовлечены колоссальные исследовательские ресурсы, новейшие высокотехнологичные материалы. Итог же всех этих усилий сводится к способности лыж выполнять повороты двух типов: с проскальзыванием и резаные (карвинговые).
Оба типа поворотов являются прямым производным от конфигурации лыж: широкого носка переходящего в самую узкую часть («талию»), под вашим ботинком, с последующим расширением к хвостовой части.
Эта форма вытянутых песочных часов и составляет главное достоинство современных карвинговых лыж, обеспечивающее им исключительную способность выполнять повороты.
Повороты
ПОВОРОТЫ С ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ
При таких поворотах широкий носок лыжи сцепляется со снегом сильнее, чем хвост, поскольку встречает большее сопротивление снега, вследствие чего хвост лыжи, следуя за носком, боком проскальзывает по снегу. Лыжа по-прежнему будет продвигаться вперед, но проскальзывая и оставляя за собой на снегу широкий след.
Для выполнения поворота с проскальзыванием внешняя лыжа ставится как бы в упор — под углом к направлению движения. Вы это уже делали, выполняя повороты плутом, о которых мы говорили в разделе «первые шаги».
«НАСТОЯЩИЕ» ПОВОРОТЫ
Представляют собой некое сочетание бокового соскальзывания и карвинга в том или ином соотношении, в зависимости от мастерства лыжника, рельефа склона, качества снега и т. д. Вы легко поймете, о чем идет речь, если присмотритесь к следу, который оставляют за собой опытные лыжники: сначала это может быть поворот с проскальзыванием, который затем превращается в резаный. На выходе же из поворота вновь проявляется боковое соскальзывание. Хотя резаный поворот (карвинг) важная составляющая современного горнолыжного катания, повороты с проскальзыванием тоже вовсе не стоит абсолютно исключать: во многих случаях они являются более эффективными, например на склонах с разнотипным снегом, а также когда возникает необходимость резко остановиться.
В ходе первых своих занятий вы выполняете повороты плугом, по сути являющиеся основой поворотов с проскальзыванием. Для поворота вы просто оказываете на одну лыжу большее давление, чем на другую. Внешняя (нижняя) лыжа с вашей помощью выполняет вами задуманное, тогда как внутренняя (верхняя), в сущности, лишь следует за внешней. Этот принцип подводит нас к следующему шагу — к повороту «кристи».
ПОВОРОТ «КРИСТИ»
Поворот получил свое название от слова «Христиания» — так прежде именовалась столица Норвегии — Осло, где он был изобретен несколько столетий назад. Если коротко, то это поворот, завершающийся параллельным ведением лыж. Он доступен большинству начинающих лыжников, освоивших поворот плугом, поскольку является производным от аналогичных движений.
Когда выполняете поворот плугом, ваша внутренняя лыжа ведет себя пассивно: ее действия ограничиваются лишь легким сопротивлением повороту, который вы пытаетесь выполнить. Происходит следующее: поворачивая вправо, вы переносите вес тела на левую лыжу и, следовательно, уменьшаете давление на правую, которая просто скользит по снегу, в то время как левая выполняет нужный вам маневр.
Повторите этот поворот и доведите его до логического завершения, то есть до вашей остановки поперек линии падения. Только на этот раз полностью перенесите вес тела на внешнюю лыжу. В результате вы не только разгрузите свои верхнюю стопу, лодыжку и верхнюю часть ноги, но и позволите внутренней лыже повторять дугу, описываемую внешней лыжей, двигаясь более-менее параллельно ей, и в итоге завершите поворот почти на параллельных лыжах.
Все, что необходимо для перехода от поворотов плугом к поворотам на параллельных лыжах, — это думать и практиковаться. Когда в следующий раз будете входить в поворот плугом, вспомните об этой скользящей, «ненужной» внутренней лыже. Вместо того чтобы позволять ей пассивно скользить, повторяя траекторию внешней лыжи и дополняя классическую V-образную стойку поворота плугом, попробуйте приподнять ее, чтобы она лишь касалась поверхности снега и как бы имитировала действия внешней лыжи.
Так ваши лыжи уже в начальной стадии поворота будут двигаться почти параллельно; нагруженная внешняя лыжа будет вести за собой ненагруженную внутреннюю по дуге параллельного поворота с проскальзыванием. Практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь! В результате будете приятно удивлены, обнаружив, что быстро прогрес сируете, преобразуя повороты плугом в более эффективные и гораздо более стильные повороты «кристи».
Обычно самым сложным этапом обучения является переход от поворотов одного типа к поворотам другого типа, когда начинающий лыжник замечает, что вновь и вновь срывается на повороты плугом или выполняет какие-то нелепые трюки в намерении во что бы то ни стало заставить свои лыжи двигаться в избранном направлении.
Успешно преодолеть этот сложный этап нередко весьма помогает увеличение скорости спуска. Сконцентрируйтесь на том, чтобы вся последовательность действий превратилась в один органичный маневр, когда одна лыжа повторяет траекторию другой. В этой плавности движений — ключ к уверенному, стильному катанию.
СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОВОРОТОВ «КРИСТИ»
* Старайтесь выполнять повороты без потери скорости.
* Разгружайте внутреннюю лыжу.
* Выписывайте внутренней лыжей такую же дугу, какую прочерчивает ваша внешняя лыжа.
* Всю последовательность действий при повороте старайтесь выполнять максимально плавно – она должна представлять собой единое движение.
Шуссинг
«Шуссинг» — немецкое слово, которым обозначается прямой спуск по линии падения — то, что большинство далеких от горных лыж людей считают сутью этого вида спорта. Однако уже после нескольких минут движения по склону вы поймете, что горнолыжное катание — это по преимуществу не полет с горы по прямой, а повороты с пересечением линии падения попеременно то с одной, то с другой стороны, что позволяет контролировать скорость спуска и останавливаться, когда это необходимо.
Между тем временами вам нужно будет шуссировать, а возможно, вы даже сами этого захотите — например, чтобы сохранить скорость при прохождении очень пологого участка: в данном случае спуск по прямой — эффективный способ сохранения темпа. Наконец, им можно воспользоваться, когда вам захочется просто ради удовольствия съехать на полной скорости со склона, ведь, в конце концов, горные лыжи — это в первую очередь источник наслаждения.
Равномерно распределив вес тела между обеими лыжами, ставя их параллельно (или на первых порах слегка сведя носки), вы сможете выдерживать прямую линию спуска. Одинаково распределив вес своего тела по обеим ступням, согните ноги в лодыжках, надавите голенями на переднюю часть ботинок, согните колени. Ваши бедра эластичны и упруги, корпус обращен к спуску, руки для сохранения равновесия слегка вытянуты вперед, как в базовой стойке.
Когда с началом движения вы будете чувствовать себя на лыжах уверенно и сможете без труда держать их параллельно, попробуйте, не сводя носки, перенести чуть больше своего веса на внутренний кант сначала одной лыжи, затем другой. Нагрузка должна быть меньше, чем необходимо для поворота, но достаточной для того, чтобы канты слегка врезались в снег. Это позволит спускаться быстрее, так как вы будете опираться на снег меньшей площадью скользящей поверхности лыж, и, хотя при этом вас будет слегка сносить в ту или иную сторону, вы сможете выдерживать достаточно прямую траекторию благодаря выверенному распределению своего веса по ступням.
Еще одно преимущество такого использования кантов — меньшая вероятность «поймать кант». Когда лыжи при спуске прижаты к снегу всей площадью скользящей поверхности, довольно часто один из кантов наталкивается на небольшую неровность, скажем на колею, оставленную другими лыжниками или ратраком, и это может лишить вас равновесия.
Если понаблюдаете за опытными лыжниками на пологих склонах, то увидите, что они часто нагружают то одну лыжу, то другую, выписывая широкие кривые, — это не шуссинг в чистом виде, а эффективный способ полностью контролируемого прохождения склона. Кроме того, такой способ передвижения позволит вам попрактиковаться в распределении нагрузки на лыжи.