Траверсирование и боковое соскальзывание
Это разные действия, но у них есть общие моменты. Траверсировать — значит двигаться от одной стороны склона к другой без выполнения поворотов, но порой с боковым соскальзыванием. Последнее означает сползание лыж (не скатывание) со склона, прием, особенно полезный на крутых спусках, с которых вы не можете или не хотите съезжать обычным для лыжников способом; пригодится он и при простом маневрировании на лыжах.
Чтобы выполнить траверсирование, перенесите вес тела на нижнюю лыжу, ступней вдавив в снег ее внутренний кант. При траверсировании вся нагрузка ложится на выпрямленную нижнюю ногу, — верхняя лыжа легко касается снега и никоим образом не определяет направление движения, ее носок должен слегка опережать носок нижней лыжи. Впрочем, у вас это будет получаться само собой, поскольку при траверсировании такое движение является наиболее естественным. Кроме того, в таком положении вы не рискуете перекрестить лыжи и, как следствие, упасть.
Вероятно, столь же естественным образом вы для сохранения равновесия разведете в стороны руки. На крутых склонах ваша верхняя палка будет цепляться за снег, а потому, возможно, нужно будет ее слегка приподнять. При этом вы сможете принять еще более устойчивое положение.
Залог успешного траверсирования — сбалансированное положение относительно нижней лыжи.
Чтобы выполнить боковое соскальзывание, расслабьте мышцы ноги, расположенной ниже по склону, и позвольте внутреннему канту нижней лыжи соскальзывать вниз, при этом не врезаясь в снег, как при траверсировании. В результате верхняя лыжа будет неизбежно следовать за нижней. Вам при этом необходимо с помощью рук сохранять равновесие, как при траверсировании.
Старайтесь удерживать центр тяжести своего тела над серединой нижней лыжи. Если он сместится вперед, вы будете продолжать скользить вниз и одновременно медленно двигаться вперед (поперек склона); если сместится назад, будете постепенно смещаться поперек склона в обратном направлении.
Есть смысл немного наклонить корпус в сторону скольжения, то есть отклониться от склона. Сначала сделать это будет непросто: инстинкт самосохранения побуждает в такой ситуации, наоборот, прильнуть к склону. Но все-таки наберитесь смелости и попробуйте — вам нужно лишь слегка наклонить корпус. Таким образом вы сосредоточите вес своего тела над центром нижней лыжи, то есть там, где он и должен располагаться, — и сразу заметите разницу в характере и направлении движения.
Если захотите остановить боковое скольжение, просто усильте давление на нижнюю лыжу, тем самым заставив кант врезаться в снег и сработать как тормоз. Боковое скольжение — полезный прием, особенно на склонах, которые кажутся вам слишком крутыми для уверенного спуска. Это также отличный способ оценки возможностей внутренних кантов ваших лыж. Практикуясь в боковом скольжении, вы откроете для себя все нюансы процесса увеличения и уменьшения давления на внутренний кант, а значит, сможете добиваться желаемого эффекта от этих действий.
Движение на одной лыже
Чтобы почувствовать, какой результат дает та или иная нагрузка на лыжи, и таким образом научиться контролировать свое движение при поворотах, попрактикуйтесь в скольжении на одной лыже. Это не так трудно, как кажется. Найдите пологий склон и, спускаясь с него по прямой, слегка приподнимите одну лыжу. Вместе с ботинком и креплением она весит немало, а потому вы не сможете высоко поднять ногу, не потеряв равновесия. Теперь смените ногу и скользите на другой лыже.
Для сохранения баланса непременно используйте руки и палки. Нет надобности очень долго ехать на одной лыже. Приподнимая то одну, то другую ногу, вы будете учиться чувствовать лыжи, добиваться гармоничного взаимодействия между ними и своими ногами.
Хороший способ тренировки — двигаться, максимально расслабив поднятую ногу и слегка опустив носок лыжи, так, чтобы он почти касался снежной поверхности (расстояние между лыжей и снегом должно быть не более 3—5 см).
Горные лыжи дарят удивительное ощущение свободы, однако из этого не следует, что можно мчаться сломя голову по склону, не обращая внимания ни на кого вокруг.
Советы по улучшению техники катания
* Большинство людей склонны автоматически переносить вес своего тела на одну из лыж, что, соответственно, делает для них более простым один из поворотов. Однако одинаково уверенная работа обеими ногами, как и освоение большинства других навыков, — это лишь вопрос практики.
* При движении на средней скорости, не смущаясь, пользуйтесь «плугом» — как в экстренных случаях, так и когда опасаетесь проходить поворотами «кристи» крутые участки склонов. Это очень эффективный способ замедления и торможения. Если поворот плугом помогает вам чувствовать себя более уверенно и получать большее удовольствие от спусков, все остальное не должно вас волновать.
* Когда выезжаете на более пологий, «скучный» участок склона или на длинный и широкий след от ратрака, упражняйтесь в различных видах техники, например в скольжении на одной лыже, траверсе, прямом спуске. Находясь в верхней части склона — в ожидании запланированной встречи с друзьями или их высадки с подъемника, — практикуйтесь в боковом соскальзывании.
* При выполнении поворотов «чувствуйте» ступни. Только через них происходит ваш контакт с лыжами, а значит, и управление ими. Главное — верно действовать ступнями, а остальное современные карвинговые лыжи сделают сами.
* Смотрите вперед! Вы должны постоянно видеть, что делается на склоне перед вами, чтобы вовремя приготовиться к изменениям в рельефе склона, встрече с другими лыжниками на траектории вашего спуска и т. д. Слушайте! Поднимаясь на кресельном подъемнике, прислушивайтесь к звуку, который издает снег под лыжами проезжающих внизу лыжников. Чем этот звук громче, тем снег плотнее и, следовательно, сложнее для катания. Если же звук больше походит на треск, значит, трасса обледенела. Таким образом, звук подскажет, каких участков при спуске вам лучше избегать.