Как остановиться на роликах и не упасть? Этот вопрос мучает всех начинающих роллеров. Остановка на роликах — не такая простая штука, как могло показаться до покупки коньков… А главное, что пока вы не освоите торможение, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ВЫЕЗЖАТЬ В ГОРОД, иначе Вы рискуете после первой же горки оказаться в гипсе… может быть даже с запрятанными в нем драгоценностями, как в одном известном фильме
Начнем с самых простых, эффективных, но не самых красивых видов торможений: ass-stop, grass-stop, friend-stop, wall-stop, protection-stop. Им не нужно специально учиться, но скорее всего вам придется ими случайно пользоваться. Для тех, кто не владеет языком Туманного Альбиона поясняю: первое словосочетание означает торможение на пятой точке, второе - на траве (газоне), третье - об друга, четвертое - об стену, а пятое - на защите.
Если Вы думаете, что я шучу, то Вы ошибаетесь. Это реальные виды торможения, которыми не побрезгует ни один роллер в чрезвычайной ситуации, поэтому хочу сделать замечания по каждому из этих видов торможения.
Когда собираешься затормозить на пятой точке, постарайся сгруппироваться так, чтобы не стукнуться затылком об асфальт. Об этом нужно всегда помнить.
Когда выпрыгиваешь на газон, не стоит пытаться скользить, лучше попытаться пробежать по нему, так что удастся погасить скорость прежде чем зацепишься за землю и упадешь.
Пользуясь френд-стопом, лучше заранее предупредить криком человека, которого ты избрал на роль тормоза. Большинство роллеров поймут тебя и помогут остановиться. Тормозить об стену лучше всего, если подъезжать к ней почти параллельно. Ни в коем случае нельзя въезжать в стену на скорости под прямым углом, т.к. удар будет очень-очень сильным!
Не нужно бояться падать на защиту — она сконструирована так, что вам не будет больно. И уж точно не нужно бояться за то, что защита будет некрасиво выглядеть после падения. Без защиты ты будешь еще более некрасиво выглядеть после падения…:
А теперь «нормальные» виды торможения.
1. Торможение штатным тормозом
Правая нога выкатывается немного вперед, вес переносится на заднюю ногу. Аккуратно приподнимаем носок ноги с тормозом и начинаем плавно надавливать на тормоз, ноги при этом находятся на ширине плеч. Сразу быстро затормозить у Вас не получится, т.к. сложно поначалу сохранять равновесие. Поэтому нужно хорошенько потренироваться, так, чтобы можно было резко затормозить штатником даже на крутом спуске.
2. Т-стоп
Этот вид торможения требует навыка катания по прямой на одной ноге. Итак, катимся на правой ноге, левую ногу аккуратно в воздухе размещаем позади правой, при идеальном торможении нога, которая будет находиться сзади, должна быть перпендикулярно Вашему движению, однако же для начинающих это будет достаточно сложно и поначалу можно будет ногу ставить под небольшим углом к движению. Дальше очень аккуратно начинаем опускать левую ногу на землю. Поначалу будет заносить, разворачивать, поэтому нужно постараться жестко держать левую ногу. Необходимо заметить, что для торможения не всем удобнее использовать левую ногу, поэтому попробуйте с обеих ног, а в идеале у вас должно одинаково получаться с любой ноги.
3. V-стоп или плуг
Все просто: пытаемся свести носки вместе при движении (коньки образуют букву V, правда носки полностью не соприкасаются, а находятся на некотором расстоянии друг от друга), напрягаем мышцы и начинаем медленно останавливаться, носки сводятся так же медленно. Это способ скорее для притормаживания, чем для полной остановки, но тем не менее, им нужно уметь пользоваться.
4. Торможение змейкой
Когда катишься с горки иногда требуется поддерживать определенную скорость. Чтобы остановить разгон, можно двигаться змейкой, если ширина дорожки позволяет это делать.
Для того, чтобы на скорости сделать поворот и не потерять равновесие, рекомендуется применять следующий прием: прежде, чем осуществлять поворот, поставьте ноги так, как если бы Вы собирались делать V-stop. Как только почувствуете сопротивление асфальта и начнется легкое торможение, начинайте поворачивать. В этом случае поворот пройдет намного легче, а скорость погасится гораздо эффективнее.
Не забывайте про правильный наклон туловища и положение рук. Объяснить это на словах трудно, поэтому нужно добиваться этого практикой.
5. Полная остановка на маленькой скорости
Предположим, Вы притормозили V-стопом и очень-очень медленно катитесь по инерции. Можно закончить торможение Т-стопом или тем же плугом, но проще всего вытянуть ногу вперед и поставить ее перпендикулярно направлению движения. Если скорость небольшая, то Вы не потеряете равновесие, хотя и почувствуете толчок.
Это пять основных видов торможения, которыми роллеры пользуются каждый день. Более продвинутые роллеры пользуются и другими способами, как: спин-стоп, пауэр-стоп и т.д.
Хочу добавить еще пару слов о штатном тормозе: большинство роллеров не умеют им пользоваться и скручивают его еще будучи новичками. Естественно, они уверяют, что штатный тормоз - это груз, который мешает осваивать более "крутые" виды торможения, что он-де цепляется за все подряд и т.д. С другой стороны, около 5% роллеров не откручивают его, а спокойно им пользуются в городе.
Кто прав, сказать сложно. Я лично вхожу в эти 5% процентов и езжу по городу со штатником. По моим наблюдениям примерно 15% новичков, которые открутили тормоз, испытывают сложности с торможением: я много раз наблюдал, как роллеры в толпе наезжали на неожиданно выскочивших людей, т.к. не успевали затормозить Т-стопом, а на горках не могли быстро остановиться, если сильно разгонялись… Я предпочитаю ездить со штатником, потому что:
с горок можно съезжать по прямой на очень большой скорости, т.к. знаешь, что можешь резко затормозить в конце на прямой;
в толпе можно резко остановиться;
скрипящий звук возникающий при торможении штатником привлекает внимание людей, и заставляет их уступать дорогу.
Есть и минусы использования штатника: приходится его откручивать, когда приезжаешь на площадку, где хочешь потренировать всякие «фишки», вроде вращения.
Я бы порекомендовал новичкам сначала научиться пользоваться штатником и постепенно переходить на другие виды торможения, а штатник иметь для подстраховки на первое время. Я например, несмотря на наличие штатника, при езде по городу, когда не спешу, использую змейку, спин-стоп и Т-стоп.