Сегодня скейтбординг находится на пике популярности: соревнования по нему собирают целые стадионы, интервью с известными скейтерами печатают в Rolling Stones и Sport Illustrated, крутят по ящику, а многочисленные приверженцы сего экстремального развлечения облепили все городские памятники и монументы. И модники нынешние одеваются так же и в то же самое, что и скейтеры.
Влияние скейтборд моды на современный молодежный фэшн настолько ощутимо, что не рассказать об самых интересных и влиятельных скейтборд брэндах было бы непростительным упущением для любого журнала, претендующего на право называться «модным».
С заповедных времен скейтеры стремились дистанцироваться от серой массы уличной толпы любым доступным способом: поведением, манерой одеваться, музыкой, сленгом. И к шмоткам, и к обуви всегда предъявлялись повышенные требования: одежда должна была быть не только функциональной — удобной для катания, но и красивой и стильной. Поэтому с первых дней существования этого экстремального вида спорта скейтборд мода активно развивалась и развивается по сей день — уже более тридцати лет. За это время сменилось много стилей, мода порой двигалась в диаметральных направлениях: от «хип-хоп» стиля: широких штанов с оттянутой мотней и маек размера XXL, до полного «панк-рока»: черных джинсов «в обтяг» и коротких кожаных курточек в заклепках. Как грибы, появлялись новые брэнды, исчезали старые — и только немногие из них становились по-настоящему культовыми. О них как раз пойдет разговор в этом разделе.
Vans
Сегодня марка «Vans» пользуется необычайной популярностью у самых-пресамых продвинутых модников. Но кроме них еще миллионы простых людей во всем мире носят обувь и одежду с логотипом в виде овала, рассеченного пополам волнистой горизонтальной чертой. Большая часть и тех, и других даже не подозревает, что кеды, рюкзак или куртка на них — от крупнейшего производителя скейтборд обуви. Будучи большим мажором в индустрии экстремального спорта, компания Vans по сей день умудряется сохранить высокую популярность и авторитет своей продукции у скейтеров по всему миру. Последний обувной каталог компании сочетает сверхсовременные «космические» материалы и футуристический дизайн в моделях обуви «топ класса» с моделями, выполненными в «олд-скул» примитивистском стиле, что-то вроде теннисных тапочек какого-нибудь престарелого российского алконавта.
Компания появилась на свет 15 марта 1966 года: именно в этот день, в Калифорнии открылся первый фирменный магазин Vans стараниями Пола Вэн Дорена (Paul Van Doren) — основателя брэнда и предприимчивого бизнесмена, работавшего на обувной фабрике Восточного Побережья. Фабрика производила дешевые тапочки, и на ней-то Пол и познавал азы «сапожного» бизнеса.
Первые модели Vans стоили безумно дешево: $2.49, $4.49 и $4.99 !!! К открытию магазина были готовы лишь тест модели, которые Пол разместил на витрине. Зал магазина Дорен заставил пустыми обувными коробками, создающими иллюзию наличия большого ассортимента. Сразу купить тапочки было нельзя: покупатели могли только сделать предварительный заказ, зато им предоставлялась возможность самим выбрать понравившуюся цветовую гамму.
Двенадцать заказов сделали посетители магазина в то весеннее утро, и предприниматель попросил всех клиентов зайти вечером за своим товаром, а сам бегом помчался на фабрику. К вечеру все заказы были готовы. Но когда покупатели стали расплачиваться — оказалось, что в магазинных кассах совершенно отсутствует сдача, которой забыли запастись не очень опытные продавцы. И Пол решил отдать всем клиентам их новую обувь просто так, попросив их заглянуть с утра, чтобы расплатиться. Все двенадцать покупателей снова вернулись утром!
С тех пор компания Vans открыла по всей территории Соединенных Штатов 105 своих фирменных магазинов, и сегодня они продают больше продукции, чем их самый крупный национальный или интернациональный дистрибьютор.
Продукция Vans нравилась скейтерам изначально: кеды стоили дешево, и их было не жалко рвать об ядреную шкурку скейтбордов, плоская и тонкая подошва позволяла ступне хорошо контролировать доску, что также было немаловажным фактором. Все калифорнийские скейтеры гоняли в «Вэнсах». Сей рынок казался перспективным, поэтому в 1997 году, десять лет спустя после образования компании, дизайнерами фирмы была разработана первая эксклюзивная модель обуви для скейтбординга при участии двух мега скейт звезд того времени: Тони Альвы (Tony Alva) и Стаси Пералты (Stacy Peralta), которая сразу же стала хитом продаж и прародительницей современной скейтборд обуви. С тех пор Vans очень тесно сотрудничала со скейтерами, поддерживая их: подписывая контракты с самыми талантливыми экстремалами на рекламу своей продукции.
Сейчас Vans является спонсором большой скейтборд команды, в которую входят такие культовые личности, как легенда и ветеран скейтбординга Стив Кабаллеро (Steve Caballero), рекордсмен Книги Рекордов Гиннеса, обладатель самого высокого в мире олли (прыжка на скейтборде) Дэнни Вэйнрайт (Danny Wainright), четырнадцатилетний канадский скейт вундеркинд Алекс Гордон и другие не менее знаменитые в мире скейтбординга персоны.
Конечно, у Vans не всегда дела шли так гладко — были тяжелые года, когда брэнд был на грани банкротства, задолжав своим кредиторам 12 миллионов долларов. Но компания продолжала борьбу за свое существование, выкручивалась, как могла, переходила из рук в руки и в конце восьмидесятых все-таки смогла прочно утвердиться не только на американском обувном рынке, но и пробиться на международный. Сегодня Vans выпускает более 60 различных моделей обуви, включая сноубордические ботинки и летние сланцы.
DC Shoe Co USA
Супер популярный обувной брэнд среди скейтбордеров и поклонников прочих экстремальных видов спорта, начавшийся в 1995-ом году с двух «про моделей» популярных в то время скейтеров: Денни Вэя (Danny Way) и Колина Мак Кея (Collin McKay). Сейчас надпись «DC Shoe Co USA» красуется не только на скейтбордической обуви и ботинках для сноубординга, но и на майках собственной команды компании по мото экстриму и серфингу. Эту надпись можно увидеть на кроссовках американского комика Адами Сэндлера, Майка Ди из Beastie Boys, а также известного английского драм-н-бейс ди джея Голди. Для него компания особенно постаралась, выпустив эксклюзивную пару кроссовок с золотым логотипом и буквами в тон знаменитым зубам артиста. DC также активно сотрудничает с андеграундным хип-хоп лейблом «P-Jays Recording», который принадлежит Робу Дайрдеку (Rob Dyrdek), члену скейтборд команды брэнда.
Dickies
«Дикис» — очень старая компания, специализирующаяся на производстве рабочей спецодежды. Williamson-Dickie Manufacturing Co. возникла в 1922 году в штате Техасе стараниями двух партнеров по бизнесу — С. Н. Вилльямсоном (C.N. Williamson) и Е.Е. Дики (E.E. Dickie). Во время Второй Мировой Войны компания занималась изготовлением военной униформы. В середине 50-ых компания появилась на европейском рынке и рынке Ближнего Востока с экипировкой для нефтяников. Сегодня Williamson-Dickie — крупнейший мировой производитель рабочей одежды. Это основное направление работы компании, но далеко не единственное: Dickies также шьют школьную форму, специальную экипировку для гонщиков, а также ведут супер популярную джинсовую линию.
Одежда Dickies всегда пользовалась популярностью у скейтеров, благодаря низкой цене, высокой прочности, добротности, удобности, простому дизайну и хорошей цветовой гамме. У Dickies было все, чем руководствуется любой скейтер при выборе вещей — свобода, не сковывающая движения, крепкая ткань, не рвущаяся и не протирающаяся при падениях, множество карманов. Особенно Dickies уважаема «панк-рок» скейтборд тусовкой, которая не признает вычурных «прикидов», наряжаясь таким образом, чтобы подчеркнуть: «Мы не из богатеньких, мы с улицы!
Одежду Dickies носят не только простые смертные, но и многие кинозвезды и популярные музыканты. Можно привести огромное количество подтверждающих это утверждение примеров: вот один — в недавно вышедшем в прокат «Очень страшном кино 2»: большинство персонажей этой «нигерской» комедии бегают от маньяка в джинсах Dickies. А герой Шона Вэйенса (Shawn Wayans) частенько появляется по ходу фильма в темно-синем рабочем комбинезоне от Dickies. В Dickies также снимались: Джулия Робертс в «Эрин Брокович», Том Хэнкс в «Форресте Гампе», Джордж Клуни в «Совершенном шторме», Брюс Виллис и Бен Аффлек в «Армагеддоне», Уилл Смит в «Враге Государства», Дрю Бэрримор в «Нецелованной», Мишель Пфайффер в «Опасных умах», Кевин Костнер в «Совершенном мире», Айс Кьюб в «Другой Пятнице», Дэнни Де Вито в «Питтсбурге», Адам Сэндлер в «Проекте X-4», Джуди Фостер в «Контакте», Крис Рок в «CB4», Мэтт Диллон, Умма Турман и Натали Портман в «Замечательных девчонках», Макалей Калкин в «Богатом Риче».
Одежду Dickies одевали такие музыкальные исполнители, как Мадонна, Бритни Спирс, Кид Рок, Бен Харпер и другие. В шмотках Dickies выступают: Backstreet Boys и N Sync, Sugar Ray, No Doubt, Limp Bizkit, Papa Roach, Creen Day, TLC, System of a Down, POD, 311, Hanson, Alien Ant Farm.
Dickies активно сотрудничает с молодыми панк рок коллективами. Сейчас они спонсирует молодежную группу под названием «Good Charlotte», чей первый дебютный альбом, отчаянно мелодичный и гаражно-грязный по звучанию, недавно появился на прилавках американских музыкальных магазинов, а дебютный сингл «Малютки» (The Little Things) побывал на вершине многих американских чартов. Группа пишется на лейбле Epic Records. Другой проект Dickies — «Eve 6», коллектив, играющий музыку в стиле поп-панк, очень популярный сегодня в Америке музыкальный стиль.