Весла для рекреационного и туристического каякинга
Исходя из технических и потребительских характеристик, которые нужны в том или ином виде каякинга, весла можно поделить на несколько категорий:
Рекреационные байдарочные весла – самые простые и самые неприхотливые весла. Их главный потребитель – это обычный рядовой каякер-любитель, который не ходит в длительные походы и для которого важна максимальная износостойкость весла при минимальной цене.
Весла для рекреационного каякинга как правило сделаны с применением дюралюминиевого веретена (анодированного или окрашенного) и пластиковых (полиэтиленовых) лопастей. Для облегчения веса весла лопасти также могут быть сделаны из полипропилена или нейлона и усилены стекловолокном. Места хвата часто обозначены черной термоосадочной лентой, также может быть сделан овал с одной стороны веретена для более удобной фиксации весла в ведущей руке.
В категорию рекреационных можно также отнести деревянные весла, которые сделаны из простых пород древесины.
Весла для рекреационного каякинга часто имеют симметричные лопасти и рассчитаны большей степенью на начинающих каякеров или же людей которые редко катаются на каяках. Такие весла также могут быть разборные 2-х, 3-х или даже 4-секционные с возможностью регулировки угла разворота лопастей на одну или две определенные позиции.
Основной недостаток рекреационных весел это сравнительно большой вес. Средний вес для рекреационного весла 1150-1450 грамм при длине 200-210 см. Иногда встречаются более легкие варианты, но это негативно отображается на износостойкости весла.
Плюсом рекреационных весел является их цена, средняя стоимость обычного дюралюминиевого весла колеблется в районе 35-55 Евро, в зависимости от количества секций и от материала лопастей.
Весла для туристического каякинга, или как их еще называют - туринговые весла. Более легкие, более комфортные в использовании, более надежные и значительно дороже чем рекреационные весла – так можно коротко охарактеризовать современные весла для туристического каякинга.
Современные туринговые весла изготавливаются полностью из композитных материалов таких как высокомодульное стекловолокно, карбон (углеволокно) и кевлар.
Стоимость хорошего весла для туристического каякинга стартует примерно от 100 USD и достигает 550-600 USD за топовые модели весел таких брендов как WERNER Paddles (США) или Lettmann (Германия).
Почему туристические байдарочные весла такие дорогие? Все дело в качестве материалов, весе весла а также – в гидродинамике лопастей. Чем легче весло – тем оно дороже.
Условно весла для туристического каякинга можно поделить на три группы:
1. весла из более дешевых композитных материалов – имеют значительно меньший вес чем рекреационные дюралевые весла, но при этом качество таких весел может иногда не удовлетворять всех требований. Может присутствовать небольшой шат (люфт) в замках, примерно как в рекреационных разборных веслах. Лопасти имеют сравнительно небольшую толщину и сравнительно малый вес.
Веретено, как правило, изготовлено из стекловолокна или композитного материала, в месте хвата имеет овал для удобства определения правильного положения весла в руках. Лопасти могут быть изготовлены из композитного материала или нейлона с армированием стекловолокном или карбоновым волокном, и имеют относительно слабую жёсткость (слегка эластичны), что в свою очередь приводит к частичной потери энергии гребка. Средний вес таких весел примерно 950-1050 грамм. Стоимость – примерно от 100 до 250 USD в зависимости от материалов, качества сборки весла и бренда;
2. весла из более дорогих композитных материалов – имеют более легкий вес и более жёсткие лопасти. Любые дефекты в таких веслах недопустимы. Средний вес такого весла – примерно 780-900 грамм при длине 210-220 см.
Стоимость – примерно от 300 до 400 USD в зависимости от материалов, изгиба веретена и бренда.
Весла такого класса могут иметь сверхтонкие лопасти из смеси стекловолокна и композитных смол или полностью изготовленные из карбонового волокна. Веретено имеет овал в местах хвата, как правило, изготавливается из стекловолокна, смеси стекловолокна и карбона или чистого карбонового волокна.
Веретено на таких веслах может иметь характерный изгиб для уменьшения нагрузки на кисти рук во время гребли;
3. весла топ-класса для туристического и экспедиционного каякинга – самые совершенные, самые легкие и самые удобные в использовании байдарочные весла, но в то же время и самые дорогие.
Вес топового весла может достигать всего 650 грамм при длине 220 см., это более чем в два раза легче чем среднестатистическое рекреационное весло из дюралюминия и пластика. Стоимость весел в данном сегменте колеблется от 400 до 600 USD.
Изготавливаются такие весла из наилучшего карбонового волокна. В некоторых моделях лопасти имеют объемную форму, что придает лопастям позитивную плавучесть. Такие объемные лопасти при погружении их в воду сами выплывают, что значительно экономит расход энергии на длительных расстояниях, вам не нужно вытаскивать лопасть весла из воды – она сама «выпрыгнет» и сделает за вас половину работы.
Почему настолько важен вес байдарочного весла?
Каждый раз, когда вы плаваете на каяке вы делаете примерно 1000 (!) гребков на одну милю (~1,6 км) (по данным исследований компании WERNER). При этом за обычную двухчасовую прогулку на каяке вы проходите 5-7 км. Это примерно 4000 гребков.
У нас нету точной формулы для определения эквивалента поднятого веса, поэтому предлагаем просто умножить эту цифру на вес вашего весла и разделить на два – так вы получите примерный суммарный вес, который вам приходится поднимать, опускать и протягивать по воде за всю прогулку.
Для среднестатистического рекреационного весла весом в 1300 грамм эта цифра составит (грубо) 2600 кг., для хорошего туристического весла весом 900 грамм – 1800 кг., для топового туристического весла весом 670 грамм – всего 1310 кг.
А теперь представьте себе, что вы пошли в поход на каяке, и вам нужно пройти около 200-250 км. по воде с разной скоростью встречного течения и слабым боковым ветром. Такие факторы негативно влияют на вашу скорость и увеличивают число гребков которые нужно сделать для прохождения дистанции.
Если вы взяли в поход обычное рекреационное весло, то вам придется «поднять» за поход примерно 160-175 тонн суммарного условного веса;
Если у вас будет более легкое туристическое весло, то вам придется «поднять» примерно 115-120 тонн суммарного условного веса (экономия – до 50 условных тонн).
Если вы не пожалели денег и купили себе самое современное туристическое весло весом около 670-690 грамм, то вам нужно буте «поднять» за весь поход всего около 85-90 тонн условного веса. (экономия – до 80 условных тонн, почти в два раза).
Как видно из этих «грубых» вычислений, вес весла – это одна из важнейших его характеристик. Всегда старайтесь выбирать более легкие весла при других равных параметрах.
Каждый читатель, кто более-менее разбирается в физике или математике сразу же раскритикует приведенные выше вычисления. И правильно сделает! В данных вычислениях не учитываются такие важные факторы как длина весла, рост человека, ширина (а значит - сопротивление) лодки, а главное – не учитывается площадь и форма лопасти весла.
Форма лопасти байдарочного весла. Главные стили гребли на туристических и прогулочных каяках.
И так мы плавно переходим к характеристикам главного элемента в весле – его лопастей. Как мы уже писали выше, лопасти бывают симметричные (с двумя одинаковыми половинками) и асимметричные (со слегка скошенным нижним углом).
Кроме этого лопасти могут иметь самую разную форму – полностью плоские, выгнутые, выпуклые в форме ложки, короткие и широкие или же длинные и узкие. Площадь лопасти весла может составлять от 550 см2 до 720 см2 и даже до 800 см2 на некоторых спортивных веслах.