САМОСПАС - АВАРИЙНОЕ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ
В первые дни занятий каякингом следует научиться самоспасу и оттренировать его. Это процесс покидания лодки и всплытия после оверкиля. Под водой старайтесь находиться не более 5 -10 секунд.
Ваше будущее как каякера зависит от способности расслабиться в лодке. Это, в свою очередь, требует чувства комфорта, даже под водой. Тренируйте самоспас до тех пор, пока не будете делать его в спокойной и обдуманной манере.
Не беспокойтесь о том, как бы вылезти. Звучит безумно, но все же если вас это беспокоит - проделайте следующее. Сядьте в каяк под водой. Переверните лодку и, маневрируя вокруг, просуньте ноги в упоры. Для начала можно не одевать юбку.
Изучите эти пять шагов мысленно, прежде чем практиковать самоспас:
1. Задержите дыхание и согнитесь (не думайте пока о весле). Наклон вперед помогает сориентироваться и обезопасить себя.
2. Стукните по дну 3 раза, обхватив борта руками. Это поможет сориентироваться и, главное, успокоить процесс самоспаса.
3. Найдите руками края кокпита у ваших бедер, затем, двигая руки вдоль кокпита, найдите срывную стропу. Потяните стропу вперед и вверх.
4. Передвиньте руки назад к бедрам и столкните лодку с ног (похоже на снятие штанов).
5. Вынимайтесь из лодки, пока ноги не освободятся и спасжилет не начнет поднимать вас на поверхность. Оставайтесь наклоненным вперед и подтянитесь на поверхность, держась за лодку.
Обычно, когда происходит неудачная попытка, она вызвана конструкцией лодки старого дизайна с маленьким кокпитом или же отклонением тела назад. Попытки отклониться назад и выплыть быстрее на поверхность увеличивают панику и могут запутать ноги, что делает самоспас более сложным и поспешным делом, чем необходимо.
После серии самоспасов слейте с кем-нибудь воду из лодки. Затем, можно попробовать сливать воду, поднимая один и опуская другой конец лодки.
Будьте особо осторожны, поднимая лодку, когда вы мокры и вам холодно, или когда в лодке много воды. Поднимайте ее ногами, чтобы избежать травм спины!
РАВНОВЕСИЕ И КРЕН
Очевидно, что контроль равновесия - важная часть спорта. Если ваше тело сковано сверху до низу, вы перевернетесь!
Что бы быть сбалансированным, а значит и эффективным, вам понадобиться правильная посадка в лодке. Сядьте удобно грудью вперед, приподняв подбородок. Проверьте, не портит ли посадку теснота лодки, также теснота в ногах сделает прямую посадку сложной. Для легкой балансировки и гибкости пользуйтесь всем спектром гребков. Аккуратно разомните мышцы до и после гребли.
Все гребки должны выполняться комфортно перед собой. Это не позволит рукам и плечам растянуться или попасть в неудобное положение. Если необходимо сделать гребок к самой корме, просто разверните торс, держа локти низко и перед собой.
Каждый раз, садясь в каяк, адаптируйтесь к стабильности данной лодки. Для этого, держа весло низко и не перевешивая на край, покачайте легонько каяк и вы найдете его достаточно устойчивым.
Многие важные управляющие гребки требуют задания крена. Настоящие профи не делают никакой опоры на весло, даже при максимальных кренах.
Крены могут быть разделены на три категории: закантовка, это лучший тип; вывешивание корпуса, которое никуда не годится и смесь двух типов, которая только иногда правильна.
Сочетание закантовки и вывешивания предназначено для тяжелых лодок, которые иначе не накренить, а каяк в большинстве случаев не тяжел и для сохранения равновесия требуется опора весла, что не оправдано для большинства ситуаций.
Вывешивание оставляет лодку ровной при наклоне корпуса гребца. Это характерно для начинающих. К несчастью, ровная лодка противоречит цели крена, а наклон корпуса не есть крен лодки.
Закантовка
Не опуская весла в воду, наклоните лодку. Для этого переместите свой вес на одно из бедер и регулируйте высоту крена поднятием противоположной коленки.
Почувствуйте, как вес и давление переходит с двух ног на одну. Тело держите спокойно, расслабленно, голову расположите по центру лодки. Меняйте крен с одного на другой, попытайтесь остаться в положение крена как можно дольше. Если получается - попробуйте грести вперед, сохраняя небольшой крен.
_____
Первоисточник - http://wwsch.home.nov.ru
(c) Кент Форд
(с) Павел Василевский (перевод)