Мысль об огромном портале, выходящем в море, не давала мне покоя два дня.
И если бы не девушка-спелеолог Оксана из Новосибирска, то эта мечта осталась бы нереализованной. Ведь с суши подходов к коллектору видно не было, все видимые люки находились на дороге, а глубина моря у портала была около 1.5 метра. В голову пришла мысль- уговорить одного из китайских рыбаков- лодочников подвезти нас до сухого участка в коллекторе. Оксана согласилась с этой идеей, хоть она и спелеолог, а не диггер- но полгода обучения в Китае без пещер даже спелеологов заставят лезть в коллектора.
Итак, мы отправились к морю.
Близился закат, и рыбаков было совсем немного. Оксана общалась с разными людьми- какими-то портовыми рабочими, погрузчиками, работающими на кране. Только третий человек понял, КУДА мы хотим заплыть, но ЗАЧЕМ нам туда надо- не понял никто. Нам посоветовали стоять и ждать, пока к берегу не будут причаливать возвращающиеся из моря рыбаки и просить их.. А лучше- приходить с утра, когда все рыбаки выходят в море.
Пока ждали- немного осмотрели порт.
Рыбаки, приходя с моря, сгружают с помощью крана добычу- рыбу, морских звезд, ракушки в сетях на берег, пришвартовывают лодки и вылазят на берег.
Внимание мое привлекли перчатки, раскиданные вокруг крана. Тут их явно используют, как одноразовые. А у нас эти перчатки гордо называются Самарскими спелеоперчатками, их специально привозят спелеологи из Самары и продают за большие деньги.
Первый рыбак плыть к порталу отказался наотрез. Нельзя туда подплывать. Нельзя и все тут. Даже за деньги.
Второй- долго думал, спрашивал, зачем это нам надо.. Заглядывали в отверстия на набережной, вместе смотрели на тоннель. И вот- настал момент истины. Рыбак согласен помочь нам просто так. Поплыли!
Спускаемся с набережной на большой баркас, и допрыгиваем до небольшой лодочки.
Рыбак уверенно правит лодкой, и уже через пару секунд нос утыкается в берег. Мы прибыли. Тут начинается наш первый китайский дигг... Рыбак несколько раз спрашивает, действительно ли мы хотим остаться тут, и лодка отчаливает от берега.
Дно практически сухое. Слева и справа иногда встречаются небольшие притоки- трубы до метра диаметром. Огромный ход ведет вдаль..
Но внезапно, когда мы только настроились на долгий путь вперед, впереди появляется свет!
Коллектор обрывается открытым руслом реки всего через 250 метров после его начала.
Но мы не теряем надежду. Может быть, это только небольшой участок открытого русла? Впереди виднеется большая стройка.. Да, новый вход. Уже не такой грандиозный, как первый. Стандартный коллектор 2*2.
Воды по-прежнему немного, идти несложно.. Но и этот ход ведет только под территорией стройки! А дальше открытое русло понемногу замывается и переходит в узкий ручеек.
Так бесславно и закончился поход, который так грандиозно начинался.
Остается еще одна надежда- портал, который вел под дорогу. Я думал, что он примыкает к этой системе, но тут нигде не было таких больших притоков. Может быть, там есть еще один коллектор?
Но в ливневках видны только узкотрубы, а люки- на дороге.
Оксана смело лезет вперед по льду. Она в сапогах, и надеется, провалившись, не сильно намокнуть. Я в своих кроссовках стараюсь держаться чуть поодаль.
Лед все же проваливается, глубина тут- выше колена. Сапоги Оксану не спасли..
Коллектор оканчивается решеткой. Непроходимой. А дальше видна вообще какая-то чушь.
Коллектор проходит поперек дороги, а вдоль дороги ведет узкотруб. Коллектор начинается на стройке, перед узкотрубом перегорожен решеткой, а дальше- тоже переходит в трубу, где-то 0.8 и исчезает вдали, с другой стороны дороги.
Но дальше уже- территория гостинницы. В люках или стоит вода, или проложены трубы, но коллектора нет. Очевидно он впадает в канал, идущий неподалеку к морю..
И еще один коллектор мы постарались осмотреть за этот день. В большую реку впадают различные трубы и два затопленных почти доверху хода 2*2. Проследить их толком так и не удалось, в основном из-за того, что все люки тут сделаны из бетона. И поднимать их без лома очень сложно.. Судя по тому, что мы увидели в люках- затопленный ход постепенно понижается, и переходит в трубу.
Можно сделать такие выводы:
Люйшунь- город небольшой и развивающийся. Коллектора тут проходят под территорией новостроев, в остальных местах реки текут открытыми руслами. Больших ливней тут не бывает, поэтому строить огромные коллектора нет смысла.
На дорогах коллектор идет не по центру, как у нас, а под левой или правой стороной дороги, прямо под ливневками. Ливневки очень легкие и их легко поднять руками. Люки сделаны из бетона, но поднять с помощью лома их не составит труда.
Но совсем рядом, в 20 километрах, находится мегаполис Далянь, Люйшунь считается его частью. И если тут и есть большие коллектора- то в Даляне им самое место.