Активный отдых Сервер активного отдыха
Навигация
·Рейтинг сайтов

·Главная
·Форум
·Клуб
·Корпоративный отдых
·Активный отдых
·Детский туризм

горы
·походы Крым
·походы Украина
·альпинизм
·горные лыжи
·горные походы
·скалолазание
·сноуборд
·треккинг, походы

вода
·байдарки
·виндсерфинг
·дайвинг
·катамаранинг
·каякинг
·рафтинг
·яхтинг

земля
·велотуризм
·дальние страны
·геокэшинг
·диггерство
·конный туризм
·лыжный туризм
·пешие путешествия
·собачьи упряжки
·спелеология

город
·гимнастика
·ролики
·скейтбординг
·фитнес

научно-познавательный туризм
·археология
·зеленый туризм
·история
·эзотерика
·экологический туризм
·этнографический туризм

охота и рыбалка
·охота
·рыбалка

достопримечательности
·необычное
·Карпаты
·Крым

·Польша
·Украина
·Чехия

полезное
·снаряжение
·школа выживания
·дикорастущие растения
·кладовая природы
·советы туристу
·кухня, питание
·медицина
·библиотека туриста

фотогалерея
·фото природы
·фотообои зима
·фотографии гор
·фото цветов
·фото животных
·фото лошади
·фото дельфинов

страны мира
·погода в разных странах
·флаги стран мира
·валюты стран мира
·столицы стран мира
·языки разных стран
·климат стран мира

разное
·пассажирские перевозки
·байдарки Харьков
·прогноз погоды Украина
·каталог ссылок
·байдарки Украина
·архив новостей
·фотогалерея
·достопримечательности
·написать администратору
·опросы
·рекомендовать нас

·поиск по новостям
·карта сайта

Поход на Байкал
"Клуб Активного Отдыха" организует пеший поход
по Байкалу, хребет Хамар-Дабан

Сроки проведения
июль 2010

Программа похода
Обсуждение на форуме

Активный отдых, туризм, поход Крым, пассажирские перевозки

Увлекательные автопутешествия по Украине

Статьи, книги

О некоторых аспектах безопасности на переправе вброд по горизонтальным перилам


О некоторых аспектах безопасности на переправе вброд по горизонтальным перилам
Переправа через водные препятствия является атрибутом многих видов спортивных путешествий, связанных с передвижением по суше. Для некоторых видов путешествий (в частности - спортивного пешеходного туризма) переправы являются базовым препятствием, определяющим категорию сложности маршрута и стоят на одном из первых мест в общей структуре смертности. Следует подчеркнуть, что наибольший процент смертности на переправах (в относительных величинах) в прежние годы отмечался на маршрутах высшей категории сложности (то есть гибли наиболее подготовленные туристы) в пешем и горном туризме. Причем туристы погибали, в том числе, и на переправах по горизонтальным перилам (которые призваны служить гарантией безопасности).
Одной из причин ряда несчастных случаев являлись технические приемы, которые были рекомендованы к внедрению в практику без серьезной теоретической проработки и испытаний на местности. В частности, прежде рекомендовалось при движении вброд по перилам на переправе через горную реку использовать схватывающий узел. Позже было признано, что «именно схватывающий узел - причина не одного несчастного случая при переправе по перилам». Более того, на чемпионатах спортивных походов за применение схватывающего узла на переправах давали штрафные баллы. Однако углубленный анализ ситуации, когда человек, переправляющийся через горную реку по перилам, зависает на середине веревки на схватывающем узле, показывает, что истинной причиной негативного исхода событий в данном случае являются неадекватные действия страхующих.
Так, если в выше описанной ситуации страхующие с целевого берега, вместо того, чтобы пассивно наблюдать как на перилах гибнет их товарищ, развязывают узел, которым перильная веревка крепится к опоре на целевом берегу (узел должен быть соответствующим), зависшего туриста маятником выносит к исходному берегу. Если узел, которым перила крепятся к опоре на целевом берегу, невозможно развязать под нагрузкой (карабинная удавка и т.п.), перильную веревку можно просто отрезать. Если в сложившейся ситуации имеется страховочная веревка сопровождения, турист оказывается на исходном берегу менее чем за 1 минуту (при зависании на середине реки шириной около 30 м).
Летом 2005 года в горах Алтая при переправе через реку Карагем погиб руководитель спортивно-туристской группы из Башкирии. Обстоятельства были таковы, что в критической ситуации страхующие с берега были вынуждены отрезать перильную веревку, не сумев развязать узлы, которыми перила крепились к опорам на берегу. К сожалению, они немного опоздали. Однако если бы пострадавший в упомянутом случае при переправе через Карагем использовал схватывающий узел, а не ус со скользящим карабином, несчастного случая удалось бы избежать (сработал бы принцип маятника). Это не говорит о том, что страховочный ус туриста должен быть фиксирован к перилам схватывающим узлом, но свидетельствует о том, что главной проблемой в профилактике летальных исходов при зависании туриста на перилах является несовершенная технология перильной переправы вообще.
В туристской литературе о переправах нередко допускаются грубые опечатки (в противном случае это рекомендации, следование которым может стать причиной несчастного случая): например при переправе вброд с шестом рекомендуется шест держать ниже линии движения по течению, при переправе по бревну перильную веревку рекомендуют натягивать выше бревна по течению и т.д. В некоторых источниках рекомендуется переходить реку наискось против течения, что при большой скорости течения и глубине свыше 0,4 м сделать практически невозможно. Некоторые виды переправ, описываемые в литературе, являются настолько рискованными, что рекомендовать их для применения просто опасно: например, переправа с петлей на шее или переправа бегом вниз по реке. Интересным для применения на горных реках представляется метод «поплавка», при котором турист, «отталкиваясь от дна ногами и загребая руками, упорно продвигается к намеченной цели». При этом нигде не дается рекомендаций по действиям туриста на перилах в нештатных ситуациях (падение с рюкзаком в воду при отсутствии веревки сопровождения, поведение в положении зависания на перилах и т.д.).
В туристском многоборье из категории перильных переправ наиболее трудными считаются навесные переправы, которые оцениваются как препятствие категории трудности 2Б. Однако походная практика свидетельствует об их сравнительной безопасности, смертность же отмечается (из числа переправ по различным видам перил) главным образом на переправах вброд по горизонтальным перилам, которые являются вынужденными и применяются в тех случаях, когда нет возможности перейти реку вброд без перил или организовать навесную переправу. Причиной невозможности организовать навесную переправу может являться широкая пойма реки (длины имеющейся веревки не хватает для организации навесной переправы) или отсутствие деревьев на берегу.
Характерные опасности горной реки (локальные препятствия)

Переправа, безусловно, относится к наиболее опасным элементам спортивных путешествий. В рекомендациях британских инструкторов по альпинизму по организации переправ, в частности, говорится: «при встрече с водной преградой первое, что надо сказать себе - не надо». Однако горную реку шириной 50 м. и более можно переплыть при высокой скорости течения и значительной глубине реки - при условии, что на данной реке нет опасностей типа турбулентного течения, крутых сливов, бочек, прижимов и т.д. То есть, определяющими для переправы через горную реку являются специфические опасности горного потока, которые «вступают в игру» при падении участника переправы в воду и дальнейшем самосплаве (особенно с рюкзаком на плечах). К подобной категории опасностей относятся: 1) Завал (в том числе одно, перегородившее часть реки, дерево). 2) Прижим (особенно прижим «с карманом» - подводным гротом). 3) Крутой слив (пример слива с максимальной крутизной - водопад) 3) Бочка. 4) Котел. 5) Гряда камней типа «расческа». 6) Шивера, заполненная большими слабо обливными разбросанными по руслу камнями. 7) Большие скрытые подводные карнизообразные камни на быстром течении. 8 ) Большие воронки. 9) Большой улов. 10) Высокая степень турбулентности течения. 11) Высокая скорость течения, которая может помешать первому туристу после преодоления реки подняться на берег.
Наличие ниже по течению опасных для жизни препятствий или отсутствие возможности выбраться на противоположный берег должны заставить группу искать другое место для переправы. Кроме того, опасность для туриста представляет низкая температура воды, которая может стать причиной переохлаждения при длительном нахождении в воде.
Глубина и скорость течения реки как критерии опасности переправы по перилам

Некоторые авторы считают опасной переправу вброд через реку глубиной свыше 1 м и скоростью течения выше 3 м/с, другие авторы придерживаются иной точки зрения. Ряд авторов утверждают, что переправы вброд вообще следует использовать главным образом на равнинных реках, имеющих небольшую глубину.
Устойчивость человека, стоящего на дне реки в водном потоке, зависит от сцепления с грунтом и давления потока. Сцепление тела человека с грунтом зависит от следующих факторов:
o1 веса человека и площади подошв - эти факторы определяют давление на грунт и трение о грунт;
o2 объема части тела, погруженной в воду - этот фактор определяет выталкивающую силу воды (закон Архимеда) и уменьшение давления тела человека на грунт;
o3 характера поверхности дна (скользкое дно), угла наклона дна реки (или камня, на который ставится нога), а также характера подошвы - эти факторы влияют на коэффициент скольжения обуви по грунту.
Давление потока на тело человека зависит от скорости и плотности потока, а также площади сечения той части тела, которая находится в воде перпендикулярно потоку.
Чем дальше в реку с ламинарным потоком заходит человек, тем глубже он погружается в воду. Соответственно тем больше выталкивающая сила воды, скорость потока, а также площадь сопротивления тела потоку. Отметим, что скорость ламинарного потока максимальна в центре реки, минимальна (за счет трения) у берегов реки и несколько уменьшается у дна и поверхности реки. Учет данных закономерностей влияет на эффективность переправы. Например, учитывая снижение скорости течения у дна реки, передвигаться по реке с высокой скоростью течения следует, скользя ступнями по дну.
Площадь сечения тела человека, находящегося в реке «грудью к потоку» больше, чем в положении «боком к потоку». Отметим также, что пассивная устойчивость туриста в положении «грудью к потоку» определяется размером половины стопы (mg*L/2), в положении «боком к потоку» - расстоянием между широко расставленными ступнями (L значительно больше). Поэтому реку с сильным течением по перилам следует переходить боком к потоку, держа ноги шире плеч.
Активное сопротивление потоку зависит от угла наклона тела против течения, а также физической силы и выносливости человека. Дополнительная точка опоры (шест) способствует повышению устойчивости человека в потоке.
Границей устойчивости туриста в горной реке является равновесие силы давления потока и силы сцепления подошвы с грунтом (силы трения): это и есть точка неустойчивого равновесия человека в потоке. В такой ситуации достаточно небольшого негативного воздействия (скользкого камня, потери равновесия и т.д.), чтобы человек рухнул в воду.
Анализ данных экспериментального исследования свидетельствует о том, что усредненной точкой неустойчивого равновесия человека среднего роста и веса в водном потоке является следующее соотношение глубины реки и скорости течения:
Таблица 1. Критическое соотношение глубины реки и скорости течения для взрослого здорового мужчины среднего роста и веса.
  Глубина реки Скорость потока (м/с)
1 по колено 3,7
2 до паха 2,7
3 по пояс 2,5
Необходимо учитывать, что скорость течения у поверхности реки на 5 -10 % меньше, чем скорость течения в глубине потока, а традиционные технологии определения скорости реки построены на определении скорости предмета, плывущего по поверхности реки. Для того, чтобы создать запас прочности при переправе, необходимо устанавливать в качестве верхней границы риска переправы показатели скорости реки на 20% меньшие, чем те, которые приведены в таблице.
Кроме того, надо учитывать индивидуальные свойства участников. Так, если реку переходит девушка весом 50 кг и ростом 150 см, на ногах девушки кеды (или кроссовки с аналогичной подошвой), а камни на дне покрыты скользким налетом, точка неустойчивого равновесия по показателю скорости смещается еще на 20% вниз. Таблица критических величин глубины реки и скорости течения для данной девушки выглядит приблизительно следующим образом.
Таблица 2. Критическое соотношение глубины реки и скорости течения для молодой девушки небольшого роста и веса.
  Глубина реки Скорость потока (м/с)
1 по колено (35 - 40 см) 2,2
2 до паха (около 70 см) 1,6
3 по пояс (90 - 95 см) 1,5
Следует помнить о том, что у детей и инвалидов проблемные ситуации возможны при меньшей глубине реки и скорости течения. Кроме того, если на плечах человека имеется рюкзак, «правила игры» также несколько меняются. С одной стороны, на неглубокой реке рюкзак увеличивает силу сцепления с грунтом. С другой стороны, на глубокой реке с сильным течением мощный поток сбивает человека сразу же, как только нижняя часть рюкзака попадают в воду (так как резко повышаются сила выталкивания и общая площадь сопротивления потоку).
Переправа по горизонтальным перилам при определенной скорости течения и глубине реки создает специфическую дополнительную опасность, связанную с возможностью утопления человека в так называемой подводной ловушке.
Принято считать (с рядом оговорок), что перила следует оценивать как фактор, гарантирующий безопасность при переправе через горную реку. Однако несчастный случай на реке Карагем (Алтай) в июле 2005 г. и ряд других случаев гибели туристов на перилах во время переправы через горные реки ярко демонстрируют, что это не так. Другими словами, перила с точки зрения безопасности следует рассматривать как двойственный фактор.
В определенных условиях (неширокая река, наличие веревки сопровождения, большое количество страхующих с берега и т.д.) перила в значительной мере гарантируют безопасность. Однако в других условиях (паводок, широкая река, небольшая группа, отсутствие опыта сложных переправ у лидеров группы, слабые физические данные части участников, недостаток снаряжения и следующее за этим отсутствие веревки сопровождения и т.д.) переправа вброд по перилам в «традиционном» исполнении становится опасной для жизни.
Анализ литературы и наши эксперименты на реальном рельефе показали, что на переправе вброд по перилам опасность для жизни туриста создают:
- Закон Бернулли, эффект подводного крыла и подводная ловушка. Закон Бернулли на переправе по горизонтальным перилам выражается в виде «всасывания» тела человека с поверхности реки в глубинные структуры водного потока под влиянием разницы давлений в более медленных верхних и более быстрых внутренних слоях реки. Проявляется при высокой скорости течения (выше 3 м/с) во время зависания человека на жестко закрепленном «маятнике» или на перилах на «длинном усе». При глубине реки выше 70 см может стать причиной смерти человека, особенно при наличии у него на плечах рюкзака. Отсюда следует, что переправа вброд на маятнике является потенциально опасной для жизни туриста, что подтверждается практикой спортивных походов (в том числе автора данной статьи).
На стороне закона Бернулли выступает сила тяжести, действие которой также направлено на перемещение тела человека с поверхности в глубь реки.

 

О некоторых аспектах безопасности на переправе вброд по горизонтальным перилам

Эффект подводного крыла при нахождении человека в потоке проявляется двойственным образом. Когда тело человека (висящего на страховочном усе на перилах ) в состоянии свободного плавания находится на поверхности реки со сравнительно небольшой скоростью течения, поток «отбивает» его и поддерживает на поверхности. Действие подводного крыла изменяется при попадании человека внутрь водного потока в результате «всасывания» глубинной струей (закон Бернулли). Попав под водой в центральную струю, тело человека под влиянием силы тяжести опускается в нижнюю часть быстротока. В этой точке струя начинает сверху давить на его тело (как на подводное крыло), и «кладет» туриста на дно, не давая подняться. Таким образом турист попадает подводную ловушку, то есть точку зависания тела человека в глубине водного потока. Остается добавить, что для использования в сфере перильной переправы термин подводная ловушка предложен британскими альпинистами.
На негативном характере развития событий при срыве человека на переправе вброд по перилам сказываются следующие факторы:
- Длинный страховочный ус ИСС, длина которого была сформирована в соответствии с рекомендациями для работы на перилах вертикального типа (около 1 м). При такой длине уса турист, сорвавшийся на переправе и отпустивший перильную веревку, не может дотянуться до неё. Длинный ус подобен маятнику, поэтому туриста в таком положении струя может легко увлечь под воду. Наши эксперименты и данные литературы свидетельствуют о том, что на перильной переправе длина страховочного уса вместе с карабином не должна превышать 25 - 30 см (в зависимости от роста человека).
- Рюкзак без гидромешка. Рюкзак с гидромешком представляет собой прекрасное плавсредство и может «держать» человека, сбитого течением, на перилах на поверхности реки бесконечно долго. Рюкзак без гидромешка через несколько минут после погружения в воду набирает воду и начинает топить туриста. Поэтому после падения в реку с рюкзаком без гидромешка необходимо как можно быстрее сбросить рюкзак. Чтобы он не уплыл, необходимо изначально прикрепить его к перилам отдельным страховочным усом. Как показал несчастный случай на реке Карагем, не надо пытаться встать с рюкзаком, чтобы не терять драгоценное время.
- Зависание в перильной ловушке - точке наибольшего провисания перил, из которой очень трудно выбраться вплавь. Термин «перильная ловушка» используется главным образом в горном туризме для обозначения точки зависания туриста под собственным весом на горизонтальных, иногда наклонных (но сильно провисающих перилах) перилах. Если туриста, прикрепленного к перилам посредством скользящего карабина ИСС, во время переправы сбивает течение, он попадает в перильную ловушку под давлением водного потока, после чего зависает в этой точке. Дальнейшая его судьба в значительной мере зависит от скорости течения, глубины реки, длины страховочного уса, степени натяжения перил, турбулентности потока, выбранной технологии переправы, а также действий страхующих. Наличие у данного туриста ножа - стропореза может кардинально изменить ситуацию - освободившись от перил, он имеет возможность добраться до берега вплавь.
На риск срыва туриста при переправе вброд по перилам оказывает эффект тетивы, который проявляется в том, что перильная веревка при переправе через горную реку с сильным течением периодически, по мере «накопления» напряжения, пружинит и «выстреливает» туриста вверх по течению. Наши эксперименты показали, что эффект тетивы на реке со скоростью течения около 2 м/с и шириной около 30 м проявляется как минимум один раз. Чем выше скорость течения - тем больше человек отклоняется от траектории движения, которая должна быть строго параллельна перилам, тем сильнее выражен эффект тетивы.
Один из наиболее вероятных сценариев несчастного случая при переправе брод по перилам выглядит следующим образом. Турист с рюкзаком на плечах фиксирует скользящий карабин страховочного уса ИСС к перилам, после чего начинает движение по перилам лицом к течению, откидываясь назад и нагружая перила, как это рекомендуют солидные издания. Отметим, что при организации переправы вброд по перилам чаще всего практикуется наведение перил перпендикулярного типа (кратчайшее расстояние между берегами реки). На сильном течении туристу не удается идти строго перпендикулярно к противоположному берегу и траектория его движения чем дальше, тем больше смещается в направлении вниз по течению. В результате турист (как лучник) натягивает перильную веревку, которая в определенный момент неожиданно «выстреливает» его вверх по течению (эффект тетивы), а затем отбрасывает назад (обратное колебательное движение перильной веревки).
Турист с рюкзаком под воздействием рывка или обратного движения перил падает в воду, продолжая удерживаться за перила руками. Через мгновение он приходит в себя, после чего начинает вставать, удерживаясь руками за перила. Туристы, страхующие с берега, наблюдают за происходящим. Пока все идет нормально.
Как правило, в рюкзаке большинства туристов (кроме водников) отсутствует гидромешок (с целью защиты вещей от намокания чаще всего используется полиэтиленовый вкладыш сравнительно небольшого размера, что не дает возможности герметично плотно затянуть его горловину), в результате чего вода начинает заполнять рюкзак. Через несколько минут нахождения в воде вес такого рюкзака увеличивается до 50 - 80 кг (в зависимости от емкости рюкзака и количества непромокаемых мешочков с вещами и продуктами), после чего начинает «топить» туриста. Поняв, что рюкзак представляет опасность для его жизни, турист пытается скинуть рюкзак. Однако сбросить тяжелый рюкзак, плавая в воде, можно только активно помогая себе руками, то есть, отпустив руки от перил.
Отпустив руки и сбросив рюкзак, турист зависает на перилах на страховочном усе, так как длина страховочного уса (рассчитанного на работу на перилах вертикального типа) не позволяет туристу дотянуться до перил (эффект длинного страховочного уса). В этот момент водный поток сносит его в точку наибольшего провисания перил (эффект перильной ловушки), и неожиданно «кладет» на дно (эффект подводной ловушки).
Начиная с этой минуты включаются страхующие, которые вытаскивают на берег либо туриста, нахлебавшегося воды, либо туриста, который без проведения эффективных срочных реанимационных мероприятий «уходит в мир иной». А если страховочная веревка сопровождения с берега отсутствует, прогноз развития ситуации зависит от того, какими узлами перильная веревка фиксирована к опоре на целевом берегу, а также от способности туристов, находящихся на берегу реки, быстро сформировать на перилах уловитель скользящего карабина ИСС и освободить перила от опоры. Остается сказать, что выше описанная ситуация (с некоторыми вариациями) имела место на реке Карагем и, к сожалению, окончилась трагически.
Выводы. Руководителям спортивных походов переправу вброд через горную реку с высокой скоростью течения и глубиной выше колена следует рассматривать как очень опасную. Соответственно необходимо проводить подготовку к подобной переправе: в частности, в обязательном порядке разрабатывать варианты проведения спасательных работ и готовиться к реанимационным мероприятиям. В сомнительной ситуации следует отказаться от переправы вброд по перилам и использовать технологию переправы вплавь по косым перилам на рюкзаке.
К сожалению, туристы, путешествующие по горам, боятся главным образом крутых склонов, ледников и т.д., и берут с собой в поход веревки, ледорубы, крючья и т.п. Переправа же рассматривается как второстепенный компонент путешествия, тем более что опасности переправы непостоянны, так как в засушливый год реки мелеют. Между тем, степень безопасности переправы по горизонтальным перилам значительно повышается, если у переправляющегося туриста имеется спасательный жилет (один на группу) и нож - стропорез (расположенный в пределах быстрой досягаемости), а рюкзак (снабженный гидромешком) транспортируется по перилам отдельно. Даже такие «мелочи» могли спасти жизнь большинству туристов, погибших на переправах по горизонтальным перилам.
Примечание. Настоящая статья является результатом работы автора в составе рабочей группы, которая была создана при Башкирской РМКК после несчастного случая в Алтайских горах с целью разработки методических рекомендаций по организации максимально безопасной переправы вброд по перилам через горные реки. Группу возглавляет председатель БашРМКК, з.м.с. Киселев В.А.
Рекомендации для выпускающих МКК. В случае, если группа планирует маршрут, на котором ожидаются серьезные переправы (например, через реку Китой в среднем течении), материальное обеспечение группы должно соответствовать переправе длиной свыше 60 м (с учетом удаленности деревьев от берега реки). То есть, группа должна иметь две основные веревки по 50 м, две вспомогательные веревки по 50 м, спасательный жилет, нож-стропорез, рыболовный кораблик (для заброски основной веревки на противоположный берег), удочку длиной 5 - 7 м, а также индивидуальные водонепроницаемые вкладыши (гидромешки, можно из полиэтилена) в рюкзаки. Группа должна владеть следующими технологиями:

o1 организации уловителя скользящего карабина ИСС на конце перильной веревки со стороны целевого берега;
o2 крепления перильной веревки к опорам с обеих сторон узлами, быстро развязывающимися под нагрузкой (при этом узел со стороны исходного берега должен отвечать требованиям сдергивания перильной веревки с целевого берега посредством вспомогательной веревки);
o3 транспортировки кораблика на противоположный берег;
o4 наведения косых перил для переправы вброд (перпендикулярные перила для переправы вброд должны быть категорически запрещены);
o5 переправы вплавь на рюкзаке (на случай большой воды);
o6 проведения реанимационных работ при утоплении.

Руководителю группы рекомендуется «проиграть» на полигоне несколько типов аварийных ситуаций (срыв первого, зависание последнего, закусывание перильной веревки при сдергивании с целевого берега и т.д.).

автор: Ахметшин А.М.
Источник



5833 Прочтено

Остальные материалы раздела Статьи, книги
  • Опастности при движении по закрытому леднику
  • Размышления об альпинизме и горах
  • Принцип организации питания в горном походе
  • Питание в горных походах
  • Акклиматизация
  • Эльбрус - “двуглавый красавец счастья”
  • О горном снаряжении
  • Горы есть поэзия природы
  • Один на Эльбрусе
  • Горный туризм
  • Приют "Северная звезда"
  • Северо-Чуйские приключения
  • Один перевальчик
  • Почему я хожу в горы
  • Горные байки
  • Пара слов о тактике
  • Одиночное хождение в горах как сильное средство

  • Каяки в Харькове


    Активный отдых
    Горячий актив Клуба
    Клуб Активного Отдыха

    Контакты
    +38 (067) 724-52-13
    +38 (057) 750-62-79
    info@activeclub.com.ua

    activeclub В КОНТАКТЕ

    Корпоративный отдых
    О корпоративном отдыхе
    Корпоративный отдых на байдарках


    Сплавы на байдарках и катамаранах

    график сплавов 2020

    июнь
    байдарки
    06.06 - 08.06.2020
    Северский Донец

    20.06 - 21.06.2020
    Оскол

    июль
    катамараны, рафтинг
    10.07.2020
    Северский Донец

    24.07 - 25.07.2020
    Рось

    август
    байдарки
    03.08 - 05.08.2020
    Ворскла

    17.08 - 18.08.2020
    Северский Донец

    24.08 - 25.08.2020
    Оскол

    Дальние походы

    Кавказ, горный поход, Приэльбрусье
    23 августа - 3 сентября 2010


    Кавказ, восхождение на Эльбрус горный поход

    Кавказ, горный поход, Домбай

    Алтай, горный поход

    Байкал,
    хребет Хамар-Дабан,
    пеший поход



    Активный отдых

    Сплавы на байдарках по 250 грн. в день


    Реклама
    Обслуживание свадеб, экскурсий. Деловые поездки, отдых. 18 мест
    Микрофон, TV, DVD, кондиционер, мягкие кресла.
    Для членов "Клуба Активного Отдыха" - скидки !
    тел.: (057)755-63-28
    моб.: (067)506-24-04

    Наш опрос
    Для сплава я выбираю:

    Байдарка
    Рафт
    Каноэ
    Каяк
    Катамаран
    Моторная лодка
    Резиновая лодка
    Плот



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 421
    Комментариев: 0

    Поход на Кавказ
    Горный поход
    по Кавказу, Приэльбрусье, август 2010

    Сроки проведения:
    23 августа - 3 сентября 2010

    Программа похода
    Обсуждение на форуме

    Логин
    Логин

    Пароль

    Секретный код: Секретный код
    Повторить код

    Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

    Услуги выездного тира в Харькове, стрельба из лука и арбалета

    При использовании любых материалов с этого сайта прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Внимание! Автором "Клуба Активного Отдыха" может стать каждый!
    Присылайте свои заметки, новости, рассказы, статьи, отчеты, фотографии по адресу admin@activeclub.com.ua
    Ваша информация будет рассмотрена и размещена на клубном сайте.




    ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых
    Copyright © 2006 - 2015 "Клуб Активного Отдыха"
    При использовании любых материалов с сайта Клуба Активного Отдыха - прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Copyright © IFrin 3dpixel.ru CG-Inside
    Сайт создан на основе системы © PHP-Nuke распространяемой по лицензии GNU/GPL license.
    Открытие страницы: 0.03 секунды и 60 запросов к базе данных. Время запроса к БД: 0.012313