Завлекательная идея подняться на Эльбрус. Особенно она привлекает начинающих. Эльбрус такой известный и доступный, казалось раз - и ты там, полчаса и перед тобой весь Кавказ от Чёрного до Каспийского моря. Однако Эльбрус коварная гора. Все рассказы, опубликованные о восхождении - это рассказа тех, кто смог подняться и смог спуститься. Но есть тысячи тех, кто так навсегда и остался на горе. В память о них камни от станции "Мир" до скал Пастухова блестят мемориальными табличками. Особенно много их на "Приюте 11". Производят они грустное впечатление.
История восхождение на Эльбрус начинается в 1829 году, когда впервые была организована экспедиция русского генерала Г.А. Эммануэля - начальника Кавказской области (в Пятигорске в курортной зоне есть парк имени Эммануэля, там, где Эолова арфа). Если пойти маршрутом (1 кат.) вокруг Эльбруса, который начинается у посёлка Верхний Баксан по ущелью реки Кыртык, то через 30 километров у чабанского летника в 500 метрах от переправы через речку Кызылкол можно обнаружить на Эманнуэлевской скале выбитую надпись:"1829 года с 8 по 11 июля лагерь под командою генерала от кавалерии Емануель". Здесь стоял лагерь генерала и 10 июля двое из лагеря русский солдат (?) и кабардинец Киллар Хаширов впервые взошли на восточную вершину Эльбруса (5621 м) с севера. Следующее восхождение на восточную вершину, но уже через "Приют 11" произошло только через 39 лет в 1868г., это был австриец Дуглас Фрешфильд. Западную вершину покорил впервые в 1874 г. А. Грове, тоже из Европы. Наши ещё не начали ходить в горы. В общем Эльбрус покорялся не охотно. До революции 1917 г. на Эльбрусе побывало всего несколько десятков человек. Один из самых известных их них был С.М. Киров. Массовое покорение Эльбруса началось с 1932 г. с первой эльбрусской экспедиции, которая и обнаружила надпись о первовосходении на Эммануэлевской скале. С тех пор по ориентировочным подсчётам попытку покорить Эльбрус предприняли более 300 тыс. человек. Покорило Эльбрус по разным данным от 12 до 18 тыс. человек. При этом погибло от 700 до 1100 человек.
Все традиционные маршруты восхождения имеют категорию трудности 2А, характер - ледово-снежный. Самый популярный маршрут - это со стороны Баксанского ущелья, через "Приют 11". Поэтому, если вы выбрали этот маршрут лучше всего добраться поездом до Пятигорска. Поезд из Москвы или Сибири (Новокузнецкий) прибывают рано утром. От вокзала за 30 минут и 5 рублей трамвайчиком №6 можно доехать до рынка "Людмила". Ходят туда трамвайчики №4 и 8, но из города. На рынке лучше всего закупиться, если вы что-то забыли дома из снаряжения, вплоть до продуктов. В районе Эльбруса купить можно, но неудобно. С автовокзала рынка "Людмила" ходят рейсовые автобусы до Тырнауза примерно 1-2 в час. Последнее отправление не позже 14 часов. Стоимость проезда в районе 100 рублей. От Тырнауза до Терскола ходят маршрутки примерно 40-50 рублей. От Пятигорска до Терскола можно ещё доехать маршруткой от городского автовокзала или с рынка, но расписания маршруток нет. До автовокзала можно добраться теми же трамваями и немного пешком от остановки "Цветник" или маршруткой.
В Терсколе надо обязательно зарегистрироваться в службе МЧС. Это даст возможность службам спасения в случае чего оказать вам помощь.
Дальше идем на подъёмник и двумя вагончиками, поднимаемся до станции "Мир"на высоту 3500 м. Билет в оба конца на два вагончика 360 рублей. От станции "Мир" кресельной дорогой за 180 рублей (в оба конца) поднимаемся на Гара-Баши Высота 3740м. (От "Мира" можно подняться на Гара-Баши и пешком по дороге.) На Гара-Баши располагается самый нижний лагерь альпинистов. Альпинисты размещаются в 4-х местных домиках в виде бочки. Цены от 200 рублей. Если мест нет, то придётся разбить палатку рядом. Для акклиматизации надо пожить на Гара-Баши дней 5-7, делая тренировочные походы до "Приюта-11" и спускаясь до станции "Мир" и "Кругозор" (3000 м.). При хорошем самочувствии можно сразу после ночёвки подняться на "Приют-11". Это в 2 км от Гара-Баши на высоте 4060 м. От Гара-Баши можно до Приюта добраться ратраком за 300 рублей. На Приюте надо окончательно пройти акклиматизацию. Общее время высотной акклиматизации до 7-10 дней. Чем дольше акклиматизация, тем легче будет подниматься на вершину. На Приюте палатку лучше ставить внутри стен сгоревшего здания - защита от ветра. С Приюта тренировочные походы можно делать до скал Пастухова (4660 м) и до Гара-Баши. Все хождения по горе, начиная с Гара-Баши - в "кошках", с ледорубом или лыжными палками. Трещин на этих маршрутах нет, но не надо уходить никуда в сторону от протоптанных троп и надо обходите ручьи. Будьте осторожны, кругом скользкий лёд и камни. К сожалению, несчастные случаи случаются и на этом этапе, чему я был свидетель.
Восхождение - это большой радостный момент. Но если плохое самочувствие, чувствуете себя неуверенно, восхождение надо отложить. А если есть силы и кураж, тогда подъём в 3.00. Завтрак, экипировка и в 4.00 выходим на маршрут. Обязательно не забудьте взять попить и тёмные очки. Надо иметь в виду, что на вершине температура будет на 7-10 градусов ниже, может быть сильный ветер, а это ещё холоднее. Давление около 500 мм ртутного столба, соответственно ваше давление поднимется на 70-100%, сердцебиение увеличится в 2 раза. Поэтому склонным к гипертонии надо хорошо подумать, прежде чем идти вверх.
Идти надо не спеша, за день можно успеть подняться и спуститься. Весь маршрут от Приюта до вершины составит 6-6,5 км при перепаде высот 1580 метров. Технически маршрут не сложный, уклон 25-35%. Чуть круче только от седловины до Западной вершины. Подъём на Восточную вершину проще. Самая большая проблема отсутствие кислорода. Примерно в 7.00 летом восходит солнце и как-то сразу становится нечем дышать, плюс явственно чувствуется едкий запах - это "дышит" Эльбрус - бывший вулкан. Меня восход застал примерно на высоте 5000 м. Дышать настолько было нечем, что я не смог двигаться вперёд в течение часа. Кстати все восходители, что были впереди меня также стояли на тропе и не двигались. Через некоторое время люди стали впускаться, так и не преодолев этого состояния. Вскоре передо мной не было ни одного человека, хотя впереди перед этим было человек 100. Когда я решил присесть, чтобы отдохнуть, ощутил помутнение сознания вплоть до его потери, а это самое страшное проявление горной болезни. Едва встал и потом на протяжении всего многочасового подъёма и спуска я больше ни разу не присел, боясь потерять сознание. При горной болезни человек может не потерять сознания, но потерять ориентацию, а последствия этого могут быть самые трагические. Упав под уклон в таком состоянии, практически нет шансов задержаться на склоне длиной в несколько километров. Стоя на тропе, я ни как не мог сдвинуться с места. Я давал сознанием команду ногам сделать шаг, а ноги этому не подчинялись. Я подумал и понял, что мозгу и нервной системе не хватает кислорода для прохождения команды ногам. Была дилема: или спуститься вместе со всеми и не реализовать свою мечту или что-то делать. Я решил попробовать прокачать мозги кислородом путём глубоких судорожных вдохов. Проделав 15 глубоких вдохов, я дал команду шагнуть вперёд, и ноги сделали быстро несколько шагов. Примерно на 10-й шаг стало темнеть в глазах, и я остановился. Сердцебиение было около180 ударов. Постояв несколько минут, я снова повторил 15 вдохов и снова сделал 10 шагов. В таком темпе я шёл 3 часа 45 минут до седловины (5416 м). На вершину я уже подниматься не хотел, я понял, что это для меня не возможно. Седловина - это уже достижение, хотя бы по тому, что никого впереди не было, все уже спустились. Я пришёл на седловину в гордом одиночестве. Правда следует сказать справедливости ради - в далеке я заметил несколько точек, поднимающихся на Восточную вершину. Вероятно, это были более крепкие ребята или вышли намного раньше меня. Ещё одно открытие ждало меня у остатков приюта на седловине. На снегу лежало и сидело 10 восходителей девушек и юношей и с ними 2 инструктора с Гара-Баши (инструкторы вели платную группу каких-то чемпионов из США). Когда я увидел как они себя чувствовали, а из них выходило из всех мест всё что было не нужно организму прямо здесь же на месте отдыха, я задумался. Правда, я не решился всё же присесть рядом с ними из боязни больше не встать. Когда же я узнал, что эта группа молодых людей не старше 25 лет вышла на 3 часа раньше меня и я их, получается, догнал в свои 47 лет, я себя зауважал. Когда же я узнал, что половина группы, находясь в таком состоянии, потребовала вести их на Западную (трудную) вершину (деньги ведь заплачены), я принял принципиальное решение идти тоже до конца. Ещё чего, уступить этим пацанам, да ещё из Америки!
Пол группы самых никаких потащил вниз один из инструкторов. Остальные пятеро парней пошли дальше. Я попросился с ними на вершину. Володя-инструктор согласился и попросил встать меня вторым в цепочке и держать дистанцию между первым и третьим в 10 метров. Это было важно, т.к. на Западной вершине сходят "доски" по 3-5 метров шириной - маленькие лавины, и чтобы не смыло в случае чего сразу всех, надо было держать дистанцию. Подниматься было не труднее, хотя уклон был на этой вершине больше. Шли траверсом в маленьком темпе, который задавал американский чемпион по имени Чак. Последние 250 метров подъёма преодолели за 2,5 часа. На вершине прошли метров 200 по ровной поверхности и потом в конце невысокий, метров 5 бугор. На бугре я отстал и преодолевал его в три этапа в течение 15 минут. Это и была вершина - 5642 м. Время 13.15. В пути я был 9 часов 15 минут.
На вершине стоял камень в пол метра высотой с разными табличками о восхождении, стоял наш флаг. Вся группа лежала. Впервые я тоже лёг, так как чувствовал себя почему-то лучше. Единственно слегка кружилась голова и першило в горле от запаха Эльбруса и болели лёгкие от "прокачивания". Группа была измученная. Но надо было встать, чтобы сфотографироваться. Минут через 10 стали подниматься, я тоже. Перед фотоаппаратом кислые измученные лица на минуту расплывались в улыбке, вроде нам это всё запросто, а потом улыбка вместе с телом опять падала на снег. В 13.30 стали спускаться. Назад шли быстрее раза в два, но ноги устали больше, работали другие мышцы. Методика дыхания была такой же, с остановками. При спуске с вершины нам попалась группа из трёх человек. Два инструктора тащили привязанного за верёвки "заказчика" с Запада. Заказчик перемешал ноги, но глаза были закрыты, голова болталась, и уж точно он ничего не соображал. А инструктора в поту отрабатывали заказ. Потом этот дядя, если придёт в себя, сфотографируется и будет рассказывать, как он покорил наш Эльбрус. Если не придёт в себя, инструктора вставят ему спички в глаза, поддержат головку и будет почти натурально.
Вот она, вершина!
На спуске началась метель, инструктор заметно занервничал, всё время переговаривался с базой, сообщал, где находится группа по его предположениям. Тропу замело минут через 10. Ничего не было видно. Группа остановилась, было очень нервно. Это был как раз тот случай, когда с Эльбрусом шутки плохи. Была опасность потерять дорогу, свалиться в трещину, замёрзнуть. Но мы всё же пошли, хотя страх был явный. К счастью быстро появились скалы. Это были скалы Пастухова. Дальше прямо вниз. К Приюту подошли в 17.30 через 4 часа. Я сразу собрал вещи и пошёл на Гара-Баши. Через минут 20 заблудился, почувствовал, что иду резко под уклон и ничего не вижу впереди, а уже стало темнеть, всё серо. Стало нервно, я пошёл назад, теперь уже не нахожу и Приют и не вижу Гара-Баши. Стало темно. Думал, придётся ночевать на льду, а я ещё и без палатки был. Но в последний момент в темноте далеко внизу я увидел огоньки Гара-Баши. Не стал ждать утра, пошёл наугад. Слава Богу никуда не провалился и дошёл. Но это было непрофессионально. Ночью в горах не ходят. Видать меня кто-то вёл. Когда я ночью добрался до Гара-Баши и зашёл в столовую, мне даже не поверили, что я только что спустился с Приюта. Но Володя - инструктор подтвердил, что я был сегодня на вершине. Сказали, что везёт дуракам и новичкам. На утро я увидел за бочками два холмика из камней с крестами из палочек. Это был тот парень, что погиб позавчера у скал Пастухова и наш солдат, которого вчера случайно нашли вмёрзшим в ледник Терскол. Он погиб почти 60 лет назад в 43 году при освобождении Эльбруса от фашистов, его имя есть на памятной стеле у станции "Мир".