Задумывалось все это давно. И другим составом. И в другое время. И вообще...
Насмотревшись фотографий зимних Черногор и побывав там на Новый Год, оставаться равнодушным невозможно. А увидев обсерваторию, что на Попе Иване, всю облепленную льдом и снегом, хочеться все потрогать самому. И было решено-мы там будем. А кругом будет снег.
Первая возможность реализовать задуманное появилась к 8 марта. Но- погода, много снега, мысль : « Это столько всего я буду нести по колено в…. » и прочие доводы, но скорее недостаточное желание и понимание того, что не настолько мы «крутые перцы» и не на столько хорошо экипированы, чтобы делать эти горы в начале марта, остановили нас.
Но время пришло и мы отправились. Я( Денис), мой брат Радим, Илья и Таня.
День первый.
В Рахове были в 1.30 ночи. Еще в автобусе, а потом и на местном вокзале, непонятные люди, зато очень понятными словами, заверяли нас в существовании раннеутреннего автобуса на Луги. Хотя расписание и работница вокзала говорили совсем другое.
После настойчивых предложений местных таксистов отвезти нас за 35 грв.(и то только потому, что мы «местные», а то: «вон днепропетровцев за 150 катали»), решили ехать. Это конечно не автобус за 2 рубля, зато гораздо быстрее и комфортнее. Но уехать не удалось, поскольку дядька, решивший нас везти, после посиделок «за кавелем», от всего отказался. А мы отказались от дальнейших попыток уехать и пошли спать на автовокзал. На сдвинутых лавках, в спальных мешках. Никто не возмущался.
Один я спал как индеец. В чем был и на чем было. Утром сильно жалел, так как сильно замерз и не выспался. Даже пришлось попроситься в спальник к соседу – погреться, предварительно разбудив и его.
Ни в 7, ни в 8 никакой автобус не пришел. В голову лезли мысли пойти разыскать того деда, который нам наобещал и что-то с ним сделать.
Выловив (а может это он нас выловил) какого-то шустрого дядьку и быстро сгрузив свои рюкзаки, дернули наконец к цели своей поездки.
По дороге нам рассказали и показали как живут местные цыгане, как было во времена СССР и как устроено местное кабельное ТВ !!!!! Кто-то слушал, а кто-то спал, хоть и с рюкзаком на коленях.
Поход начался под девизом : «Ни метра пешком». Доехав до Лугов решили сразу не идти, а немного переждать. Кому-то надо было к реке, кому-то… Глядим -машина. Грузовая. Стопим ? Стопим. Взяли без вопросов. Общительные оказались ребята. По дороге рассказали про рубку леса, про его новую высадку ( женщинам за это платят по 10 грн/день).
Нас заинтересовал инструмент странной формыи непонятного назначения. Как оказалосьпозже – это что-то для ворочанья бревен и именуется-сабів. Вот.
Через километра 4 наши дороги разошлись и пожелав друг-другу удачи, мы расстались.
Тут опять кому-куда. И опять машина. Дело нехитрое, и она останавливается метрах в 15 впереди.
Оказалось группа отдыхающих с какой-то турбазы, которых местный «гид» решил сводить на П.Иван. о лучшем и мечтать не приходилось.
- Возьмете ?
- Почему нет. Только вас штрафовать надо за то,что нигде не отметелись. И лесника на въезде, за то что пропустил.
- Да ладно!
- Заласьте.
«Гид» был водителем хорошим, но явно пассажиров возил не часто. А может у них так принято ?
И тут – на дороге поваленные деревья. Бесконечно везти не может. Не тут-то было. Из кабины выпрыгивает наш благодетель. Откуда-то выгрибает топор. И началось. Раз-два. Раз-два. Топор был видимо хороший. А дровосеком он оказался еще лучшим чем водителем.
Тут и народ из кузова высыпал. Было на что посмотреть. И кожанные куртки, и брючки, и сапожки на каблучке. В горы в общем собрались. Дамы достали сигареты, а мужики бросились расстаскивать завалы. Один все это фиксировал на видео. Им было интересно.
Наконец дорога чиста. Тронулись дальше. Ехали до тех пор, пока не стали упираться бампером в снег. Все. Дальше пешком.
Туристы были очень бодры и веселы. Я предложил пропустить их вперед, все таки 15 человек должны были набить неплохую троппу.
И еще мы вызвали бурное и вслух обсуждение снегоступов, бахил, лыжных палок и чего-то еще.
Солнце светило, ни облачка – лучшего и не придумаешь.
Догнали мы их довольно быстро. Снег, благо, держал, хотя нас пугали провалами по-пояс. Подъем не утомлял. Все шло замечательно. Предварительно расклад был такой. Первый день-выйти на П.Иван и ночевка в обсерватории либо в окрестностях. Второй день-траверс до Туркула и ночевка в хижине под ним. Третий день-Говерла и Петрос, ночевка в районе биобазы. Спуск в Квасы и отъезд. Все вышло несколько иначе.
На хребте мы были в 14 часов. Сели и прикинули, что вполне по силам еще в этот день дойти до Туркула. Все вроде согласились. Как говорит один мой друг: Чем rock’n’roll не музыка.
Пока прятались от ветра, готовили кушать ( на правах рекламы-Coleman –100 очков вперед Camping Gaz ) сходили на обсерваторию, часы стали показывать 17.00. До темна часа 4.5 максимум. Мысль о том, что прийдем в темноте никого, кажеться, особенно не волновала, но вслух старались не упоминать.
Во второй половине дня ветер стал сильнее. Сперва чуть, а потом все больше и больше. Вызывали опасения воспоминания о ноябрьской Боржаве. Когда трое из нас оказались разделены В.Верхом, а двое так и не смогли перейти или хотя бы обойти. Но то В.Верх и село в часе ходьбы, а это –Черногоры и ау-у-у-у-у-у-у-у !
К счастью все обошлось и ветер не стал непреодолимой преградой. Но постояный шум, хлещущие ремни и хлопающие куртки, а также мокрые ноги и постоянное желание пить давали о себе знать. Шли мы все медленнее, а на улице-все темнее.
Про других не буду, они сами смогут, расскажут про свои чувства. Я был одним из тех кто настаивал на этом траверсе. Я был уверен, что мы реально сможем дойти. Мне нравится временами создавать себе условия, когда надо стискивать зубы и делать во что бы то не стало. Но по-ходу временами приходило в голову- а стоило ли ? Но хотелось в домик и хотелось сделать. Правда еще я видел других.
Илье было не легко, а Тане, кажется, просто тяжело. Помню диалог ( с ней было вообще сложно разговаривать, лишь короткие слова и междометия):
- Ну, как ты ?
- М-м-мм-м, - и ветер.
- Да все нормально !
- Ветер
- Надеюсь после сегодня ты не продашь свой рюкзак.
- Нет, но этого дня мне …, - все остальное ветер.
И потом что-то про море. Она-молодец, бойцовская девченка.
На Несамовитом мы были где-то в половине 11 или даже позже. И то расстянувшись. Наконец все в сборе. Где-то позади виднеется огонек фонарика-не одни мы такие. Туркульский траверс. Промах. Еще одна попытка. Ура ! выход наверх. И вот-знакомые места. И легче стало, и ветер затих.
Потом долго спускались, блуждая в темноте и жеребе. Плюс-часто по-колено, а то и повыше, в снегу. Но дорога никак не находилась. После часа безуспешных попыток найти хоть что-то мало-мальски напоминающее троппу, решили больше не мучить себя, ставить палатку на первом ровном месте и падать.
Помещение в палатку выглядело забавно. Один переодевается и раскладывается, остальные ждут. И так по очереди. Все кто снаружи говорят приблизительно одно и то же: Ну что ты там ? Долго ? Давай уже ! Скоро?
Когда все были по спальникам часы показывали 2.00.
День второй.
Утром-солнце, Туркул, вдалт Говерла с Петросом, а прямо под нами наша поляна с домиками. Иногда и так бывает.
Решено было сделать дневку. Надо было и отдохнуть и обсушиться. День прошел за едой и сном. Вечером пришли гости, группа мужчин, возрастом 50 и около, которые уже 27 лет на майские ездят в Черногоры. Интересные и симпатичные люди.
День третий.
Дождь. И не слабый. И уже долго. А все мы работаем, а один-в Киеве. Если до трех не закончится-идем вниз и едем домой. Испугался. В пол-четвертого вышли. Конечный пункт-хата под Петросом. Шлось легко. Нашел отличные тур.штаны. К радости. Позже и хозяина. К огорчению.
С Говерлы спускались, когда солнце уже садилось. Красиво. В определенный момент радик сказал: Ну все, еще минут сорок и мы на месте ! Кто-то его услышал и посчитал, что негоже быть таким самонадеянным в самых высоких горах Украины. И после этого направил наши стопы на траверс такого себе пупырчика. Зачем нам по дороге когда можно и так ? Тем более-смотришь вперед, и так все рядом. Может это в сумерках так кажется ?
Я заподозрил неладное, когда стал идти по-пояс в снегу чаще чем как-либо еще. Мои бесколечные палки можно было и оставить, правда иногда я доставал ими до земли, что здорово мне помагало.
Я ушел вперед и первым видел открывающиеся перспективы. Это вызывало желание говорить слова, которые в письменном виде редко упоминаются. Да и Радик :
- Вот сейчас мы выйдем на отличный траверс. Или сейчас ?
Благо впереди я не слышал его команд идти то вверх, то вниз.
И наконец-то: я могу стоять, могу опереться на палки, даже сесть и расслабиться. Группу ждать долго, а звезды такие красивые и их так много, трава мягка, а рюкзак греет спину.
Время-около половины 11, все в сборе. Решаем идти под Петрос, да и осталось-то километра 2-3. Кажется согласны все. Палатка под горой, с утра должно быть красиво.
День четвертый.
С утра сильный ветер и долгие сборы. Траверс Петроса с Выходом на биобазу вызывает сомнения, памятуя про твчерашний снег. Тем более одному из нас гарантировано необходимо быть дома, самое позднее через сутки.
Долгие споры и прикидки по карте приводят к решению спускаться в Лазещину. Что и делаем.
Замеченное в последний день:
1. Mercedes CLK в Лазещине.
2. Девушка в развивающейся желтой кофточке на старом-престаром велосипеде «Украина». Очень красиво.
3. Меня лично, чешское пиво в местном кабаке.
Такая вот поездка.